Режиссер, актриса, сценограф, художественный руководитель и главный режиссер Негосударственного авторского театра «Ad LIBERUM», председатель Союза театральных деятелей Карелии Снежана Савельева в эти дни отмечает юбилей.
Семь лет назад Петрозаводский Русский драматический театр приказал долго жить. Произошло это не само собой: постарались чиновники, которые тогда руководили в республике культурой. Многолетняя травля труппы закончилась тем, чего и хотела номенклатура: 14 человек остались на улице. Копаться в причинах того решения власти, в интригах и личных счетах уже нет смысла. Важнее то, что последовало за этим скандалом - рождение нового театра. В Карелии появился независимый творческий коллектив «Ad LIBERUM», который возглавила режиссер, Заслуженная артистка Карелии Снежана Савельева.
Семья осталась семьей
Андрей Басов «АиФ-Карелия»: Как вы создавали театр? Вот остались на улице и что?
Снежана Савельева: Сначала в себя приходили, пытались осознать эту ситуацию. Нам предлагали уехать в Череповец, там набиралась труппа. Мы позвонили на всякий случай. Туда брали только молодых, и то не всех, стариков не брали. Я сказала, что это невозможно, мы стариков не бросим. Надо было придумать что-то приемлемое. Как-то собрались за чаем у меня на кухне и решили сделать свою команду. Не разъезжаться, а сделать театр.
Естественно, ничего своего не было. Стали искать площадку, где можно давать спектакли. Очень
- Вас приглашали поработать в Москве? Ведь у вас был такой опыт...
- Приглашали, а как я могла бросить артистов… Ну, как я их могла бросить?
- Тонут все вместе, а выплывает каждый сам…
- Нет, это не ко мне. Мы стали одной семьей. Мы настолько сдружились, что даже мысли - разбежаться - не было. Наоборот, думали, как… Как сделать так, чтобы выжить, работать, доказать, что обвинения в непрофессионализме были совершенно необоснованными. И, надо сказать, получилось. Семья осталась семьей. Только одна актриса уехала в связи с жизненной ситуацией, а остальные все здесь, работают. Даже есть прибавление. Леночка Димитрова два года назад приехала из Новосибирска. Уже вышла замуж, родила ребенка и прекрасно с нами работает.
Берем кредиты
- У театра появился свой зритель? Вас знают в городе?
- Два-три года мы ставили больше комедии, для того чтобы хоть как-то не потеряться, удержать и привлечь новых зрителей, чтоб они протоптали к нам тропинку. И это сработало. Не скажу, что весь город нас знает, но большинство театралов - безусловно. Теперь можно вернуться к постановке более серьезных вещей. Хотя кассовые спектакли все равно есть и будут.
- Вам кто-то помогает деньгами?
- Никто нам не помогает, берем кредиты. Зарплаты у нас минимальные. Когда-то мы сообща решили, что будем получать деньги только за отработанные спектакли. Репетиции у нас не оплачиваются. Естественно, в такой ситуации у артистов должна быть возможность подработать на стороне. Делаются сказки для садиков, и молодые актеры, разделившись на три бригады, с этими сказками разъезжают. Так они зарабатывают. А у пенсионеров - пенсия - подработка.
Театр же всегда выручает новогодняя кампания. Мы делаем хорошую масштабную сказку и даем ее в ДК «Машиностроитель», начиная с 23-го по 30 декабря и в январе еще два-три дня. За счет этого мы, отчасти, покрываем долги и закрываем кредиты, а потом все начинается снова.
- За семь лет не обращались к властям за дотациями?
- Нет, да и с какой стати они должны нам помогать, мы же Негосударственный театр. Если бы мы были
их подчиненными, тогда - да, могли бы вести речь о каких-то дотациях, зарплате и прочем. Они даже если и хотели бы помочь, не могут этого сделать.Сейчас появилась другая возможность - гранты федерального Министерства культуры и Союза театральных деятелей России. На грант мы поставили «Территорию памяти» о Холокосте. Спектакль, который вот так просто на кассу не запустишь. На грант СТД сделан «Пир во время чумы», премьера этого сезона. Каждый год СТД России дает небольшие стипендии артистам на самостоятельные работы. Благодаря этому у нас сделано три спектакля. Это немножко, по чуть-чуть, но все-таки помощь.
- А сколько стоят билеты на ваши спектакли?
- Хотя у нас нет спонсоров и дотаций, цена билета у нас в том же диапазоне, что и в Национальном театре, и в «ТМ»: 400 рублей, премьерные - 500 рублей, детские 250-350, смотря где играем.
Достойные работы
- Сколь всего сейчас у вас спектаклей? И что рекомендуете посмотреть?
- В репертуаре всего двадцать вместе со сказками. Играем, к сожалению, не все. Какие-то спектакли очень сложно играть. Например, «Мамаша Кураж и ее дети». Не продается. «В ожидании Годо» не продается. Сейчас зритель не хочет смотреть серьезный репертуар. Кризис!
Посмотреть-то можно все. Ни один спектакль у нас не пустышка, даже комедии. Из последних - «Двое на качелях», «Господин, который платит», «Пир во время чумы», «Не покидай меня», «Старосветские помещики». Это все достойные работы.
- А что репетируете, что на выходе?
- Во-первых, «Женитьба» Гоголя. По весне выпустим. А затем будет пьеса абсурда «В открытом море» Мрожека. Это моя любимая драматургия. Я считаю, что абсурд нельзя ставить как абсурд. Он должен быть понятен зрителю. В абсурде нет абсурда. В пьесе всегда есть логика. Просто она разбросана, ее нужно найти и собрать. Тогда зрителю будет интересно, и спектакль не будет восприниматься как бред. Это мой принцип постановки таких пьес. А «В открытом море» - это настолько современная пьеса, хотя написана 46 лет назад, что просто грех не сделать. Три джентльмена оказываются на острове: есть нечего, пить нечего… Что делать? Давайте кого-нибудь съедим. Кого будем есть первым? И они устраивают митинги, выборную кампанию и прочее, прочее, прочее. Не читали? Почитайте. Забавнейшая пьеса. Абсурд - это вообще моя фишка. Я его обожаю. Это такой простор для фантазии. Ты можешь делать все, что хочешь. Языком абсурда можно рассказать все и обо всем, даже о любви.
Еще одна программа - по Цветаевой, ее мы будем делать вместе с композитором Олегом Гуреевым. До конца сезона вполне достаточно, я считаю. Должность председателя СТД Карелии не дает расслабиться. Впереди очередная «Онежская маска» и другие проекты. Планов громадье. У меня давно готов большой социальный проект. Но на него нужен солидный грант, который мы пока не можем пробить. Хочу привлечь к постановке детские театральные коллективы и ребят с физическими проблемами.
- За эти годы Вы стали бизнес-вумен?
- Да бросьте. С чего? У нас есть директор театра, Володя Веcский, в финансовых вопросах ему помогает Лена Сапегина. Я в этом ничего не понимаю. Молодые мозги держат всю эту «бухгалтерию». Плюс нам помогает юридическая фирма «Вента». Живем и живем. Тяжко конечно, но пока держимся, кому сейчас легко.