aif.ru counter
124

Пережить ЕГЭ. Как выпускникам и родителям справляться с собой

Будущим абитуриентам-нынешним выпускникам нужно определяться с предметами, которые предстоит сдавать, и вообще выбирать жизненную перспективу. При этом подавляющее количество современных школьников к этому не готовы, и потому многие принципиальные решения принимаются по воле случая или в соответствии с желаниями взрослых. Можно ли этого избежать, как угадать с будущей профессией, и что надо делать школьникам и их родителям, чтобы более-менее спокойно пережить ближайшие месяцы, «АиФ-Карелии» рассказала психолог, директор кадрового агентства «Зебра», специалист по профориентации Ирина Мушкатина:

Муки выбора

Сергей Хорошавин «АиФ-Карелия»: Ирина, вы работаете в том числе и со школьниками старших классов. На ваш взгляд, как часто ребята к моменту сдачи ЕГЭ уже понимают, кем они хотят быть во взрослой жизни?

Ирина Мушкатина: На мой взгляд, таких - единицы. Достаточно большой процент школьников в старших классах не знают, чем бы они хотели заниматься после школы, и многие из них из-за этого находятся в состоянии, близком к паническому. Ребята не знают своих способностей, не очень понимают тенденции на рынке рабочей силы и поэтому не могут адекватно сделать выбор. В результате очень большое значение приобретают слова и мнения взрослых. У нас сейчас проходят профориентационные встречи именно со старшеклассниками, и я в разговорах с детьми иногда понимаю - я не слышу их голоса, их мнения. Со мной, устами ребенка, разговаривают либо родители, либо учителя. К примеру, одна из девочек заявляет, что намерена изучать китайский язык. Почему? Потому, что английский у неё идет хорошо, китайский она тоже сможет выучить, а поскольку Китай сейчас бурно развивается, то в будущем с китайским языком её возьмут в любую фирму. Так ей посоветовал учитель иностранного языка в её школе. Начинаем общаться, и понимаем, что она ничего не знает про Китай, про экономику Китая, про политическое устройство этой страны - и возникает вопрос, насколько правильным было бы связывать свою будущую работу со страной, про которую на самом деле ты ничего не знаешь, не представляешь, куда и как она может развиваться. Поймите правильно, я не отговариваю от изучения китайского языка, но предлагаю принимать решение более взвешенно. И именно так, случайным образом, действует большинство школьников.

- Это какая-то особенность нынешнего поколения или так было всегда?

- Да, сейчас таких ребят стало больше, и понятно почему. В советское время многие тоже не знали, кем они хотят быть, и жизненный путь выбирали по примеру родителей. Колея была накатанной: детский сад-школа-ВУЗ-завод. Но тогда и выбор вариантов был намного скуднее. Современным же детям можно одновременно и позавидовать, и пожалеть их. Выбора у них стало гораздо больше, но зато и решения принимать труднее. Представьте: вы стоите в магазине, вам подходят три пары обуви, по стоимости они одинаковы, а купить вам нужно только одну. Трудно выбрать? Конечно. А если при этом вам еще и ограничивают время на раздумье, усиленно советуют выбрать конкретную обувь? Шансов, что угадаете и подберете то, что надо именно вам, не так уж много. 

Поменьше давления

- Что можно с этим сделать, как избежать излишнего давления со стороны взрослых?

- Совет, конечно, проще дать, чем его выполнить. Но, по-хорошему, всем бы - и ребятам, и взрослым, и учителям - стоит немного успокоиться. Понятно, что сейчас ЕГЭ воспринимается как самый важный жизненный рубеж, но, поверьте, это еще не конец жизни. Пройдет 10 лет, и вы забудете, как переживали из-за выбора предметов для госэкзамена. Да, возможно, вы ошибетесь и поступите не на ту специальность, которую хотите. И что с того? Это еще не трагедия. Когда я заканчивала педагогический факультет, то только 10% выпускников пошли работать по специальности - остальные уходили продавцами в магазины, сотрудниками в офисы и банки, надевали погоны силовых ведомств, и, знаете, это совершенно не страшно. Это - нормально. Тем более в современной жизни, которая очень динамична и постоянно изменяется так, что многие люди за свою жизни меняют не одну и не две профессии. Поэтому рекомендую, если есть такая возможность - сесть семьей и договориться, что вы друг друга поддержите. Школа будет создавать вам напряжение и прессинг, с этим ничего нельзя сделать - такова особенность нынешней системы образования, но вы внутри семьи можете как-то противостоять этому давлению. Выбирая же профессию, постарайтесь заглянуть на 5-7 лет вперёд. Так ли уж нужны будут бухгалтеры и экономисты с учетом распространения и развития компьютерных технологий? А что будет с самими цифровыми технологиями, не появится ли новые специальности, связанные с этой сферой?

Характер выбирает профессию

- И все-таки загадывать наперед - занятие неблагодарное. Есть ли какая-то принципиальная возможность для школьника определить, в какой сфере у него наибольшие шансы на успех?
- Успешность человека в его профессии опирается не на знания и не на полученные в ходе обучения навыки, а на особенности его личности.  Знания можно получить. Они образуют, условно говоря, каркас дома, его стены, его крышу. Диплом ВУЗа - труба этого дома. Она всем видна и по ней иногда судят о доме, однако опирается все здание на невидимый миру фундамент. А это и есть личностные особенности человека, его характер. И если фундамент соответствует выбранной профессии, то человек будет в ней успешен, а если соотносится плохо, то и здание будет неизбежно трескаться, какие бы крепкие стены и крышу вы не возвели. К завершению школы люди уже формируются как личности. Поэтому важно в этот период времени постараться себя понять. Задайте вопрос себе, родителям, учителям, друзьям и одноклассникам: какой я? Какие есть у меня сильные качества? Опишите меня! Я усидчивый и аккуратный? - Значит, буду хорош в работе, которая требует внимательности и цепкости, например, ревизор или аудитор. Я люблю спорить и у меня получается это делать? - Добро пожаловать в адвокатуру. Я люблю помогать людям, искренне им сопереживаю? - Не надо мне идти в экономисты, как советует мама, мне надо выбирать социальные профессии, связанные с помощью людям. 

- Итак, примерный алгоритм поведения старшеклассников в эти месяцы…

- Успокоиться. Понять, что ЕГЭ - это важный жизненный этап, но не более того. Постараться разобраться в себе, в своем характере и своей личности, и именно исходя из этих личностных особенностей, выбрать будущую жизненную траекторию. Взрослых, конечно, надо слушать, но разговор должен быть рациональным и спокойным.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах