С переходом на дистанционное образование обучение в школах впало в ступор. Дети не выходят в онлайн, родители не понимают, что происходит, электронная платформа испытывает сбой за сбоем, а учителя – перегрузки. В министерстве образования проблему признают. Но увы – никто другой за педагогов и учеников путь проб и ошибок удалённого обучения пройти не сможет.
Учёба без инструкций
О переходе на дистанционное обучение с 7 апреля стало известно ещё в середине марта, однако к началу занятий после весенних каникул многие родители всё ещё не знали, как именно оно будет организовано.
Впрочем, такая неразбериха царит далеко не во всех школах. К примеру, в одной из петрозаводских школ родителям дали чёткие инструкции по обучению на расстоянии. Как рассказала петрозаводчанка Светлана Гумина, такая учёба запланирована по расписанию, которое публикуется в электронном журнале. В домашнем задании к уроку учитель размещает подробные инструкции, а также даёт ссылки на видеолекцию, задания и страницы учебника. Если же педагог проводит урок в формате видеоконференции, то ученики заблаговременно оповещаются о его времени и способе доступа.
Голова кругом
Однако остаётся вопрос: отчего такой разнобой?
«Почему нет единого стандарта – в одних школах учителя проводят онлайн-занятия, а в других ограничиваются раздачей домашних заданий? – не понимает жительница Петрозаводска Елена Павлова. – Как быть тем, кому предстоят экзамены в 9 и 11 классах? По факту детей бросили на самоподготовку. Тем временем экзамены никто не отменяет, послаблений не предвидится. Фактически это означает, что родители будут обязаны на себя взять выполнение школьной программы».
Многие учителя разделяют тревогу родителей. Как рассказали «АиФ» педагоги петрозаводских школ, особенно остро стоит вопрос об организации онлайн-уроков – ведь не у всех учителей есть возможность проведения видеоконференций.
«Чтобы использовать все функции того же Zoom (платформа для проведения онлайн-занятий – прим. ред.), нужен компьютер, а моему ноутбуку 12 лет, – говорит одна из собеседниц «АиФ». – Я работаю на дистанционном обучении в основном только со смартфона. Также не все дети готовы организованно выйти в онлайн в определённое время и вместе. Есть те, кто сидит ждёт родителей до шести вечера. Во сколько тогда проводить урок онлайн? В восемь вечера? У меня нагрузка 25 часов в неделю. Условно разбить с девяти до двух. Вот и думайте. Сидим за проверкой с девяти утра и до самого вечера. Ещё только второй день дистанционного обучения, а глаза уже вспухли и голова кругом».
Шоковая терапия
В министерстве образования Карелии трудности не отрицают и за ситуацией внимательно следят. Ещё во время каникул многие школы проверили, насколько они технически готовы к новому формату обучения и насколько готовы учителя с учениками. В ряде школ педагоги заблаговременно проводили с ребятами тестирование дистанционного обучения, чтобы 7 апреля не испытать шок.
Только вот есть обстоятельства, от готовности учителей не зависящие. В частности, печально известная система «БАРС». Документы исчезают, пароли пропадают, а войти нельзя часами, говорят родители. Как отметили в образовательном ведомстве, так происходит, потому что она не рассчитана на подскочившее число пользователей. Впрочем, по свидетельству других родителей, «БАРС» работает намного лучше, чем осенью 2019 года.
Выводы в министерстве сделали уже после первого дня дистанционного обучения – и по недостаточной скорости интернета, и по нехватке технических средств. Говорят, не исключено, что в первые дни обучение будет идти по принципу выдачи заданий и проверки результатов, а к использованию электронных ресурсов школы будут переходить постепенно. А пока что важно обеспечить психологический комфорт – и школьникам, и учителям, и родителям, заключают в ведомстве.