Отчитывался губернатор за себя и за того парня, в смысле за своего предшественника, так как бюджет-2017 был разработан предыдущим правительством, а пост свой Парфенчиков принял в феврале. Поле для маневров было слишком узким, республика по-прежнему остается экономически слабым регионом, что признает губернатор.
Что наболело?
Проблем в нашей республике, конечно, много. Но на оценку работы исполнительной власти сильно повлияли те, что получили и общественный резонанс, и внимание московского начальства. Они же сказывались на социальной напряженности.
Только к концу года республике удалось отчитаться о выполнении «майских указов». Сорвать их перед выборами президента было бы немыслимо. Здесь не обошлось без жонглирования цифрами. Например, карельские медики продолжают жаловаться, что вынуждены работать на 1,5-2 ставки, и именно так достигаются нужные показатели по повышению им зарплаты.
Вторая больная мозоль - это программа расселения аварийного жилья. Выполнить ее до конца пока не удается. Более того, начали всплывать факты, что некоторые из уже построенных домов никуда не годятся. К этим случаям уже присматриваются правоохранительные органы.
Что удалось?
Возможно, самым значительным успехом нового правительства можно считать снижение тарифа на электроэнергию для малого и среднего бизнеса. Летом 2017 года 1 кВт•час для них стоил порядка 9 рублей 50 копеек. С апреля 2018 года ожидается снижение тарифа почти в два раза. Совокупный эффект, по словам Парфенчикова, составит порядка 2 миллиардов 755 миллионов рублей. Результат этот пока можно назвать ожидаемым. Бизнесмены - народ практичный, они жду счетов от энергетиков. А о благотворном эффекте на всю экономику республики говорить можно будет еще очень не скоро.
Вторым успехом можно назвать спасение федеральной целевой программы развития Карелии. Губернатор впервые публично признал, что «отдельными федеральными органами исполнительной власти были внесены крайне радикальные предложения - о полном прекращении исполнения и финансирования этой программы».
Документ работал, прямо скажем, из рук вон плохо. Предполагалось, что республика в течение пяти лет будет получать по 3 миллиарда рублей ежегодно на конкретные проекты. В итоге выделялись лишь сотни миллионов, например, в 2017 году - 300. Официальная причина - плохая подготовка республикой проектно-сметной документации по объектам. Программу пришлось пересматривать и спасть постановлением правительства РФ.
Кстати, нынешний руководитель Карелии продолжает политику прежнего: как можно больше денег получить из федерального бюджета. Это и участие на условиях софинансирования в различных программах, и прямые вливания (например, на исполнение тех же «майских указов»), и передача на федеральный уровень затратных объектов - от дорог до спортивных сооружений в Кондопоге. Этот путь, пока не заработает экономика, остается единственно возможным путем выживания.
Комментарии депутатов
Ольга Шмаеник, «Единая Россия»:
Ключевыми темами доклада стали качество жизни и развитие инфраструктуры. В республике работает несколько больших проектов, в рамках которых решаются вопросы благоустройства городов и поселков. Это федеральная программа «Комфортная городская среда», республиканская программа поддержки местных инициатив. В этом году стартовали два новых проекта - поддержка территориального общественного самоуправления и проект грантовой поддержки развития сельских территорий. Кроме того, второй год подряд мы выделяем средства на ремонт муниципальных дорог. Республика участвует и в других федеральных программах: по ремонту сельских домов культуры, спортзалов сельских школ и так далее. Все это направлено на создание комфортной среды проживания.
Виктор Степанов, «Справедливая Россия»:
Нужно продолжать повышать привлекательность Карелии для инвесторов, в том числе проводить работу в тарифной политике, здесь есть над чем подумать. в Хельсинки - одно из наиболее востребованных.
На мой взгляд, необходимо пересмотреть земельные отношения. Сейчас эти вопросы переданы на республиканский уровень. Я считаю, что полномочия нужно вновь вернуть муниципалитетам - землей, которая не является республиканской собственностью, должны распоряжаться именно они. Аренда, продажа и использование карельской земли - это наша общая ответственность. Мы в одной лодке и должны грести в одну сторону.
Евгений Ульянов, КПРФ:
У нас до сих пор проблема с кадровой политикой. Кто будет вести работу по развитию Карелии, если у нас постоянно идет чехарда с министрами, с председателями комитетов. Выучишь только фамилию одного министра, начнешь с ним работать, а его меняют на другого. Отсюда, наверное, и проблемы в республике, когда нет возможности от начала до конца проработать вопросы.
Андрей Рогалевич, «Яблоко»:
Я сравнил отчёт с тем, что реально происходит, допустим, в Сегежском районе, интересы которого я представляю. И, сказать честно, совесть не позволила мне слиться в едином порыве с большинством «видящих свет в конце туннеля».
Что мы будем делать с аварийным жильем и с теми домами, которые местные власти не желают таковыми признавать? Что мы будем делать с очистными сооружениями, а Сегежа и Надвоицы как раз входят в список таких населённых пунктов, где до сих пор не разработана проектно сметная документация на их реконструкцию? До сих пор не решен вопрос с реконструкцией дороги Надвоицы-Полга-Валдай.
Серьёзные опасения вызывает сильный отток населения и демографическая ситуация в республике. На фоне нищего бюджета удивляет увеличение расходов на содержание высшего управленческого звена.
Алексей Орлов, ЛДПР:
Единственное нарекание - 2017 год был Годом экологии. Мы не первый год на комитете по природным ресурсам поднимаем вопрос о необходимости строительства очистных сооружений, которых нет в ряде районов. Люди вынуждены пить неочищенную воду. Год экологии как нельзя более подходил для решения этой проблемы. Может, в рамках ФЦП удастся как-то решить этот вопрос, или из пяти с половиной миллиардов «дорожных» денег можно будет какую-то часть направить на это? Стоит подумать.