aif.ru counter
452

Сергей Авишев. Поддержка может навредить бизнесу

Предприниматели не хотят давать взятки чиновникам.

bertholdbrodersen / pixabay.com

В первой половине июня в Петербурге прошёл международный экономический форум, на котором были подписаны соглашения об инвестировании в республику порядка 70 миллиардов рублей. Насколько осуществимы запланированные проекты, зачем Карелии нужны особые экономические зоны и есть ли толк от корпорации развития республики, в интервью «АиФ» рассказал председатель Союза промышленников и предпринимателей Петрозаводска Сергей Авишев.

Хуже не будет

Антон Соловьев, «АиФ Карелия»: Сергей Вячеславович, 70 миллиардов рублей. Насколько таким цифрам можно доверять?

Фото: Из личного архива/ Сергей Авишев

Сергей Авишев: Понимаете, в рамках соглашений инвесторы и власть присматриваются друг к другу. Если хотя бы часть из этих проектов будет реализована, то уже хорошо. А основания полагать, что реализованы они будут, есть. Глава Карелии долгое время работал в столице, у него хорошие отношения с представителями федеральной власти и бизнеса. К тому же крупный бизнес заинтересован в регионах, потому что центральные области страны перенасыщены, и, хочешь не хочешь, а в регионы идти придётся.

– А особые экономические зоны нужны? К примеру, в Вяртсиля создать такую все не могут.

– Нужны, несмотря на некоторые промахи. Вот в Надвоицах создавали промышленный парк, но с желающими стать его резидентами пока сложно. Но это может быть обусловлено территориальностью и логистикой. Что касается Вяртсиля, то если правительство убедит финских партнёров реализовать инвестиционные проекты и создаст льготные условия, то процесс пойдёт.

– Корпорация развития Республики Карелия – полезное учреждение?

– Я всегда считал корпорацию неэффективным инструментом. На моей памяти она не реализовала ни одного значимого проекта, и весь её функционал можно без потерь передать министерству экономического развития.

Беспрецедентно

– В каких отраслях в республике бизнесу приходится особенно трудно?

– Из-за высоких железнодорожных тарифов тяжело приходится камнепереработчикам. Эта проблема уже обсуждается на федеральном уровне. Из лесной отрасли уходят небольшие компании, основные позиции занимает крупный бизнес. Туристический сектор развивается медленно – нет развитой инфраструктуры, хромает  сервис.

– Тогда кого и как следует поддерживать?

– Поддерживать надо действующий бизнес, а начинающим предпринимателям излишняя поддержка может и навредить. И то содействие необходимо только в определённой ситуации, скажем, при нехватке оборотных средств. Почему именно такой пример? Потому что сегодня сложно получить кредит – у банков избыточные требования. Разу­меется, поддержка не должна оборачиваться разбазариванием бюджета. Субсидирование процентных ставок, возмещение затрат на оборудование – механизмы, которые позволяют исключить растрату и оказать помощь. Или, к примеру, в лесной отрасли под инвестпроекты теперь выделяют льготный лесфонд. Если на рынке кубометр леса на корню стоит больше тысячи рублей, то при реализации инвестпроекта – цена в три-четыре раза ниже.

– Вообще, как вы оцениваете меры содействия предпринимательству?

– Есть положительные сдвиги. Создан фонд развития промышленности, выделены средства в фонд развития моногородов, действуют целевые программы по линии министерств экономического развития и сельского хозяйства. Кроме того, произошло значимое снижение тарифа на электроэнергию для бизнеса. Такого я не могу припомнить.

Пагубный регламент

– Как правило, при даче взятки чиновнику дают реальный срок, а предприниматель отделывается штрафом. Почему так?

– Я на 99% уверен, что инициатива дать взятку от предпринимателей не исходит. Некоторые чиновники до сих пор полагают, что они должны не только получать зарплату, но и «зарабатывать». Поэтому предпринимателей от ответственности ограждают совершенно справедливо. Что делать с чиновниками? Следует исключить возможности вымогания взяток. Например, частично передавать государственные функции некоммерческим организациям.

– Сейчас часто говорят об административном давлении, а что конкретно имеют в виду?

– Понимаете, у предпринимателей есть концепция: можно не помогать, но не надо мешать. Да, надзорные органы должны действовать в правовом поле, но они могут создать такие условия, в которых бизнес просто не выживет. К примеру, по части ЖКХ штрафы за нарушения достигают серьёзных цифр. Для компаний, управляющих в районах ветхим жилым фондом, такие санкции могут быть губительны. Один-два штрафа – и предприятие банкрот.

– Какой выход?

– Если предприятие работает, платит налоги и содержит работников, то его лучше не трогать – оно выполняет важную социальную функцию. А если нарушения есть, то следует не штрафовать, а ограничиваться предупреждениями. Так, чтобы предприниматель мог устранить ошибки, не входя в финансовое пике. Ведь многие не успевают реагировать на изменения в законодательстве. Поэтому надзорным органам надо содействовать бизнесу, а не карать его. Приведу пример. Стоит в карельской столице долгие годы сувенирный киоск. Он стал уже не только бизнесом одного предпринимателя, но и визитной карточкой Петрозаводска. Но теперь мэрия выдает владельцу предписание на его снос. Но ведь можно было подойти к вопросу индивидуально и рассмотреть иные варианты, а не просто уничтожить бизнес. Переместить, изменить внешний облик, найти выход из ситуации…

Перегибы на местах

– В начале июня Петросовет ужесточил требования к вывескам и рекламе в городе. Стоило это делать?

– С точки зрения облика города – да. Наружная реклама разрознена, единого стиля нет, нагромождение вывесок улицы никак не украшает. Но администрации не надо приходить и пенять на рекламу, которая не отвечает правилам, а надо предложить предпринимателям некий стандарт. При закручивании гаек сразу кто-то с кем-то начинает договариваться, а не работать в рамках закона.

– И что делать?

– Не складывать руки, а использовать все механизмы. Есть уполномоченный по правам предпринимателей, есть ассоциации предпринимателей. Замыкаться в проблеме не стоит.

– Вы критиковали мэрию. Из-за этого не возникли неприятности?

– Сити-менеджер игнорирует подписание трёхстороннего соглашения о социальном партнёрстве с работодателями и профсоюзами, потому что долгое время я оппонировал городской власти по многим вопросам. Критиковал обоснованно и по конкретным фактам. Честно говоря, я удивлён, потому что подписание такого соглашения обязательно по закону. А ведь и при Левине, и при Ширшиной мы вели продуктивный диалог с мэрией. Сегодня такого диалога нет.

Досье
Сергей Авишев – председатель Союза промышленников и предпринимателей Петрозаводска. Родился в 1975 году в Петрозаводске. Много лет занимался бизнесом и общественной деятельностью. Закончил Российский государственный гуманитарный университет по специальности «Политология». Женат, воспитывает двоих детей.





Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Какая погода будет 18 сентября в Карелии?
  2. Когда выходят на пенсию врачи?
  3. Кому предлагают большую зарплату?