Если ранее чиновники действовали, по сути, так же, как это было принято десятилетиями, то с сентября, согласно подписанному главой Карелии распоряжению, в республике начнет внедряться т.н. «проектное управление». Что это такое и как новая модель может отразиться на повседневной жизни региона, «АиФ-Карелии» рассказал политолог и старший научный сотрудник Института экономики КНЦ РАН Олег Реут.
Конкретная, осязаемая цель
Сергей Хорошавин «АиФ-Карелия»: Что подразумевается под «проектным управлением» и откуда вообще взялся этот термин?
Олег Реут: Само понятие «проектное управление» родом из бизнеса, из практики работы больших корпораций. Мировая практика показала, что бизнес-структуры справляются со многими масштабными задачами эффективнее, чем традиционный госаппарат, и одна из причин такого преимущества - это типичное для бизнеса «проектное» мышление. Что такое «проект»? Под этим термином понимается некий комплекс мероприятий, ведущих к достижению поставленной и предельно конкретной цели. Разбитый на этапы, с определенными сроками прохождения этих этапов и критериями эффективности работы. Совокупность ряда проектов, направленных в общее русло, называют «программой». В бизнесе конечная цель реализации проекта или программы - это, как правило, получение определенной прибыли. У государства цель может быть другая, но она, повторюсь, должна быть осязаемой, максимально проверяемой и ощутимой. Это может быть, к примеру, расселение 100 аварийных домов, открытие 3 заводов. Важна именно конкретность цели, чтобы можно было понять эффективность работы.
- Но разве сейчас происходит не то же самое? Буквально только что в регионе завершилась реализация программы ремонта дорог под названием «100 дорог Карелии». Конечная цель отражена в названии и она предельно конкретна.
- Да, безусловно «проектное» управление применяется достаточно давно, и в этом нет какого-то ноу-хау. Сама по себе публичная политика подразумевает, что человек, баллотирующийся на ту или иную должность, обещает избирателю реализовать какой-то конкретный проект, а после своей победы на выборах проявляет политическую волю и выполняет свое обещание. Когда глава государства или глава региона декларирует некие конкретные цели, то он также ставит проектные задачи, и чиновники обязаны их выполнять. Но речь сейчас идет о том, чтобы ровно на эти же рельсы была перестроена работа всего бюрократического аппарата, сверху донизу, и чтобы «проектное» мышление начало доминировать на всех уровнях управления. А это очень тяжело.
В рамках инструкций
- А в чем подвох?
- Бюрократия - это ведь фактически власть инструкций, власть бумаг, власть стола. Любой чиновник действует в этой логике - у него есть определенные должностные обязанности, и если он их чётко выполняет, то считается хорошим работником, который может претендовать на премии и повышение. Поэтому вся его работа направлена в конечном итоге на то, чтобы в нужные сроки представить нужный отчёт, а как его работа отразится на реальной жизни людей, чиновника волнует в меньшей степени. Поясню на простом примере: ситуация с Гоголевским мостом в Петрозаводске. Уже несколько лет все чиновники, связанные с этим проектом, действуют правильно и по инструкциям. Прокурор правильно закрыл мост, суд правильно согласился с прокурором, городские и республиканские власти правильно делали проект и искали деньги, конкурс на ремонт моста был объявлен правильно, и УФАС правильно отменил его итоги, назначив новый конкурс. Придраться, по большому счету, не к кому, все - молодцы, а между тем петрозаводчане видят, что аварийный мост стоит уже несколько лет, и работы по его реконструкции толком не начались. И какой для горожанина толк в том, что чиновники действовали строго по инструкциям, если конечная цель так и не реализована?
- Полагаете, что в случае с проектным управлением было бы по-другому?
-Теоретически - да. В этом случае весь аппарат управления думал бы и искал варианты решения конкретной проблемы. Сейчас немалую часть времени любого управленца занимает бумажная переписка - несколько дней запрос из одного ведомства путешествует в другое (хотя это могут быть соседние министерства), потом ждет своего срока рассмотрения, потом путешествует обратно. Бизнес-структуры такого себе позволить не могут, и поэтому в аналогичной ситуации офисный работник из одного отдела просто зашел бы в соседний отдел, обсудил ситуацию, и они вместе приняли бы решение, сэкономив уйму времени. Внедрение проектного управления в государственную машину предполагает, в том числе, что и чиновники будут устанавливать между собой прямые горизонтальные связи, проявлять инициативу, работая на достижение конкретного результата. Качество и эффективность управления в результате теоретически должны повыситься.
- Вы постоянно употребляете слово «теоретически». Гладко было на бумаге…?
-Именно. Любой чиновник, даже самый хороший (я бы даже сказал, тем более - самый хороший), - раб своих должностных обязанностей. Он не имеет права выходить за их границы, потому что это грозит ему всевозможными карами вплоть до уголовного преследования. Даже если он нарушит инструкции ради благого дела, и это будет всем очевидно, чиновник все равно понесёт наказание. При этом в госаппарате работают точно такие же люди, как везде, и наивно было бы ждать от них героических поступков. Кроме того, есть земная, но абсолютно реальная проблема стимулирования. В бизнес-структуре инициативный работник, предложивший какую-то новацию, которая позволит фирме заработать много денег, вправе рассчитывать и получить значительную премию, а что получит бюрократ, предложивший нестандартный выход из тупиковой ситуации? Чаще всего ситуация будет развиваться по принципу «инициатива наказуема». Хорошо, если просто выговором отделается. Вот эта инерционность работы бюрократической машины и остается главной проблемой при внедрении новой модели управления.
Требование времени
-То есть, можно сказать, что проектное управление - некий фантом, который не может быть реализован?
-Не соглашусь. Во-первых, элементы проектного управления, реализованные по принципу сверху вниз, в России и в нашем регионе уже работают. Во-вторых, есть прекрасный прецедент реализации этого проектного мышления в виде МФЦ (многофункционального центра), где все сотрудники из различных служб взаимодействуют с гражданином по принципу «одного окна» - человек обращается со своей просьбой, и в течение установленного времени чиновники разных служб самостоятельно работают друг с другом, имея приоритетной целью выполнить эту просьбу. Протоколы их работы прописаны таким образом, что это оказывается вполне реально. А, значит, такая задача выполнима и на других уровнях взаимодействия внутри госаппарата.
Другое дело, что эти инструкции необходимо прописать, определить формы и методы взаимодействия чиновников, предусмотреть систему оценки эффективности работы и систему поощрения. Сейчас распоряжением главы Карелии часть этой работы возложена на вице-премьера карельского правительства Юрия Савельева. Масштаб работы - серьезный, и можно пожелать ему только терпения и времени для выполнения этой задачи. Вместе с тем, к проектному управлению в госаппарате нам все равно придется переходить. Нынешняя система управления показала свою неэффективность, столкнувшись с проблемами нового времени. И дело не в злой воле бюрократов. Иногда настоящей проблемой становится именно добросовестный чиновник, не берущий взяток и действующий строго по закону. А, значит, систему придется менять. Это требование федерального центра, и это - требование времени. Иначе нам грозит катастрофическое и почти непреодолимое отставание от других регионов и других государств.