В октябре россияне получили более 165 млрд рублей на покупку легковушек. Это почти на треть ниже результата сентября, но сопоставимо октябрём 2023 года, следует из данных ВТБ.
В первую очередь, октябрьская динамика рынка связана с высокой концентрацией спроса в предыдущем месяце из-за планируемого увеличения утильсбора.
Действующие макропруденциальные надбавки и высокие ставки по рыночным программам автокредитования стали дополнительными факторами, сдерживающими спрос на автокредиты.
«Вслед за ипотекой и потребительским кредитованием «похолодание» пришло и в автосегмент. Несмотря на масштабный ассортимент, спрос тормозят высокие рыночные ставки и изменившиеся условия из-за требований Центрального банка, - прокомментировал начальник управления «Автокредитование» Алексей Бочарников. - Особо чувствительна ситуация для тех, кто предпочитает авто с пробегом, так как для новых работают субсидированные программы производителей с более доступными параметрами по кредитам. С учётом прогнозов по ключевой ставке и дальнейших планов регулятора ужесточать требования к автокредитам «холода» на этот рынок пришли надолго».
Вместе с тем, по итогам 10 месяцев выдачи автокредитов в России составили более 2 трлн рублей, что на 66 % выше, чем за аналогичный период 2023 года, говорится в прогнозе банка на основе аналитических данных Frank RG.
Спросом россиян в основном пользуются новые машины за счёт широкого пула специальных программ производителей. Они стимулируют заёмщиков делать выбор в пользу покупки авто именно на первичном рынке, благодаря меньшей ставке, чем по стандартным продуктам. Ещё одним драйвером продаж новых авто выступает госпрограмма. По результатам октября, в структуре сделок банка на новые машины пришлось около 57 %, наибольшим спросом клиентов в этом сегменте по-прежнему пользуются отечественные и китайские бренды.
К слову, в 2024 году клиенты заключают договоры в среднем на шесть лет против 5,8 года в 2023 году.