Примерное время чтения: 6 минут
1365

«Церковь приветствует государственный переворот». Революция 1917 в Карелии.

Духовенство и миряне Олонецкой губернии с восторгом приняли известие о февральской революции 1917 года
Духовенство и миряне Олонецкой губернии с восторгом приняли известие о февральской революции 1917 года Commons.wikimedia.org

Ровно 100 лет назад, в июне 1917 года в Петрозаводске началась активная подготовка к съезду духовенства и мирян Олонецкой губернии, на котором предполагалось высказать единое мнение жителей Карелии  о сверившейся февральской революции.  Вердикт оказался обескураживающим: церковь и миряне приветствовали государственный переворот, и высказались в пользу демократической формы государственного управления.

Отречение от власти Николая II не вызвало серьезного противодействия в Петрозаводске
Отречение от власти Николая II не вызвало серьезного противодействия в Петрозаводске Фото: Commons.wikimedia.org

Покушение на священную власть

Революция до сонного, провинциального Петрозаводска добиралась долго. Большевистской партии здесь не существовало с 1907 года, про события февраля 1917 года большинство жителей Олонецкой губернии узнавали из сообщений центральных газет. Общее отношение к революции было, мягко говоря, настороженным, и Русская Православная Церковь играла в этом большую роль.

Сайт «Газетные старости» цитирует сообщение газеты «Московские ведомости» от 18 апреля 1913 года:

«Некоторую сенсацию производятся в Петербурге проповеди епископа Варнавы, викария Олонецкого, произносимые в храме Александро-Свирского подворья. Епископ выступил в этих проповедях противником происходящих ныне славянских уличных манифестаций. Епископ Варнава определяет эти манифестации, как проявление того же мятежного духа своевольства и покушение на священную власть, который с 1905 года, проявляясь в разнообразных формах, веет над Россией».

Однако, когда священная власть наконец-то пала, никаких особых волнений в Петрозаводске это не вызвало. 4 марта 1917, после публикации сообщения о переходе власти в руки Временного правительства, в Петрозаводске, на всякий случай, разоружили полицию, создав вместо неё и прочих органов местного управления так называемый КОБ (Комитет общественной безопасности), который возглавил полковник К.Д.Межинский.

Собравшиеся приняли решение распустить местную власть и полицию
Собравшиеся приняли решение распустить местную власть и полицию Фото: Public Domain

Праздник Свободы

Особенностью революционных событий в Петрозаводске оказалось то, что очень многие массовые мероприятия на первых порах имели прямое отношение к церкви. Что, впрочем, было и неудивительно, с учетом того, что православная церковь оставалась действительно самой массовой общественной организацией того времени.

Центром торжеств стала Соборная площадь Петрозаводска
Центром торжеств стала Соборная площадь Петрозаводска Фото: Википедия

9 марта 1917 года Петрозаводск отметил«праздник Свободы», в котором наряду со всеми участвовало и духовенство. Центром праздника стал Святодуховский собор, перед которым под музыку маршировали войска с революционными лозунгами, потом под открытым небом прошла панихида по погибшим революционерам, а епископ Иоанникий благословил несколько тысяч человек, собравшихся на площадку перед собором.  После этого в городе продолжился светский праздник. Шампанское лилось рекой, звучали тосты в честь Свободы, Равенства и Братства..

 

Чрезвычайный церковный съезд

Окончательно же мнение духовенства и мирян Олонецкой губернии о февральской революции было закреплено в постановление Олонецкого епархиального съезда духовенства и мирян. Съезд этот проходил в Петрозаводске, подготовка к нему шла в течение весны и начала лета 1917-го года, а началось представительное собрание, на которое приехали люди всех сословий и званий со всей Карелии, 17 июня 1917 года.

В этом примечательном документе сказано, дословно, следующее:

1. Епархиальный съезд духовенства и мирян Олонецкой епархии приветствует совершившийся государственный переворот, раскрепостивший русский народ и давший Церкви свободу самоуправления, и вместе с тем благоговейно вспоминает и молитвенно чтит память борцов за свободу народа и независимости церкви, а равно благословляет живых, которые стали во главе народного движения к свержению старого строя.
2.Хотя свободная Христова Церковь может существовать при всякой форме государственного устройства, но более благоприятные условия развития церковной жизни дает демократическая форма государственного управления.

Кроме того, собравшиеся упомянули, что после падения царского режима вся власть перешла к Временному правительству, которому они выразили полное доверие.  (из Журналов Чрезвычайного съезда духовенства и мирян Олонецкой епархии. 17-25 июня 1917г.)

В общем, можно констатировать, что события февраля в Карелии действительно поддержал весь народ – от мирян до чиновников и духовенства. Впрочем, иллюзии на то, что мятежный дух свободы принесет счастье людям, постепенно испарялись. В начале января 1918 года власть в Олонецкой губернии взяли большевики  - впереди были Гражданская война, иностранная интервенция, восстания и репрессии.

Судьба епископа и собора

Еписком Ионнакий, приветствовавший граждан перед Святодуховским собором в Петрозаводске,  осенью 1918 года навсегда уехал из Карелии. В 1922 году он уклонился в так называемое обновленчество – сотрудничество с советскими властями, и скончался  в 1923 году, будучи калужским обновленческим архиереем.

Сам Святодуховский собор в Петрозаводске был закрыт по решению президиума Петрозаводского городского совета в 1930 году. В  помещении собора была открыта общественная столовая под символическом номером 13, а на крыше здания  устроена парашютная вышка. 20 марта 1936 года Петрозаводский горсовет принял решение о сносе здания кафедрального собора. Работы по сносу собора были завершены к 1 мая1936 года. На его месте позже появился Музыкальный театр Карелии. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах