Примерное время чтения: 6 минут
492

Третье место с конца. Эксперты уценили карельскую столицу

Людмила Корвякова / АиФ

Петрозаводск стал одним из трёх аутсайдеров рейтинга, ранжирующего российские города по качеству управления и социально-экономической ситуации. В списке из девяносто двух административных центров регионов страны и ещё нескольких случайно отобранных городов карельская столица заняла третье место с конца.

Разруха в головах и клозетах

Последние места в рейтинге с Петрозаводском делят Владивосток и Махачкала. В 2017 году позиции столиц Приморского края и республики Дагестан были чуть лучше, но в минувшем году там случились политические и коррупционные передряги. Владивосток фактически остался без градоначальника из-за отставки предыдущего мэра, а мимо нового главы Махачкалы не прошли разбирательства во взяточничестве.

Фото: Из личного архива

На таком фоне Петрозаводск выглядит тихой гаванью, в которой вот уже несколько лет кряду нет никаких политических бурь. Почему же наш город оказался в такой неспокойной компании? Ведь, по словам одного из экспертов рейтинга, директора Центра политических и социальных исследований республики Анатолия Цыганкова, именно избавление от конфликтов между петрозаводской администрацией и правительством региона должно было повысить качество управления городом.

– Надежды возлагались на смену мэра и его команды и устранение бессмысленной политической борьбы между региональной и городской властью, – говорит политолог. – Но они не оправдались. Аккумулировать кадры новому мэру не удалось.

Другое дело – не внушающая оптимизм социально-экономическая ситуация в Петрозаводске.

Фото: пресс-служба ПетрГУ

– Промышлености, которая некогда была в городе, теперь нет, – комментирует неутешительные результаты ещё один эксперт рейтинга, заведующий кафедрой политологии и международных отношений ПетрГУ Александр Ильин. – Безработица не уменьшается, многие работают без оформления трудовой книжки. Из города – отток населения, особенно молодого. Численность жителей не сокращается преимущественно за счёт притока из районов. Изменения к лучшему есть, но о кардинальном переломе в социально-экономической ситуации говорить не приходится. К тому же такие изменения обязаны федеральным программам, а не росту инвестиций в регионе.

Не всё ладно и в сфере ЖКХ. По мнению Анатолия Цыганкова, жилищное и коммунальное хозяйство в городе находится в удручающем состоянии. Что касается строительства новых жилых комплексов и целых микрорайонов, а также появления современных торгово-развлекательных центров и спортивных комплексов, то, по словам политолога, городские чиновники здесь ни при чём. Но в то же время, пояснил эксперт, важно налаженное взаимодействие мэрии и строительных компаний, а также умение находить баланс взаимных интересов бизнеса и власти.

Исправить положение

Фото: Из личного архива

Как выйти из сложившейся ситуации? Общественник Кирилл Прохоров предлагает ряд простых и действенных мер. Вот некоторые из них. Во-первых, стоит ввести единый билет в общественном транспорте с возможностью безналичной оплаты и повесить схемы движения автобусов и троллейбусов на каждой остановке. Во-вторых, на всех Г- и П-образных перекрёстках обустроить пешеходные переходы. В-третьих, понизить уровень грунта ниже уровня бордюра. Это позволит избавиться от пыли и грязи на дорогах и тротуарах.

Ряд других мер касается внешнего вида города. Здесь в первую очередь нужно обеспечить соблюдение единого дизайн-кода рекламы и вывесок, а также установить стенды для бесплатных объявлений и афиш, считает городской активист. Кроме того, надо высадить деревья на пустых местах после вырубки и установить высокие мусорки на уровне руки с местом для тушения сигарет. Тогда у курильщиков будет меньше поводов разбрасывать окурки по тротуарам и газонам.

Критерии и ракурсы

Специалисты рассчитывали место в рейтинге, а эксперты выносили вердикт по целому ряду критериев. Все они делятся на две группы. Одна представляет собой блок политико-управленческих показателей, другая – социально-экономических. Что касается первого блока, то здесь не последнюю роль играли как раз таки хорошие отношения между городской и региональной властью. Чем такие отношения лучше, тем выше субсидии из бюджета области в казну города. А значит, и выше место в рейтинге.

Целый ряд показателей говорит об эффективности управления. Все они отвечают на вопрос: много ли в мэрии чиновников и сколько денег они проедают? Ясное дело, чем меньше управленцев и чем меньше средств они требуют, тем лучше. И выше место в рейтинге.

Социально-экономических критериев было гораздо больше. К примеру, состояние жилищно-коммунальной сферы оценивалось по доле отремонтированных тепловых, водопроводных и канализационных сетей, а также по жилищно-коммунальным расходам из бюджета на душу населения. По индикаторам, сконструированным по аналогичному принципу, оценивали положение дел и в других областях: на транспорте, в дорожном хозяйстве, в градостроительстве, в образовании и культуре.

Впрочем, рейтинг не лишён личных пристрастий – ведь наполовину он основан на экспертных оценках. Проще говоря, субъективном взгляде вполне конкретных людей. Но, как известно, одни склонны нахваливать своё болото, другие – сладостно ненавидеть. Прими участие в его составлении специалисты с другим образованием и, скажем, из другого поколения, картина выглядела бы иначе. Ведь они видели бы ситуацию с другого ракурса.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах