Память замечательного актера Олега Даля публично до сих пор никак не увековечена. Группа петрозаводчан решила заполнить пробел в коллективном сознании и установить в городе скульптуру – киногерой драмы «Отпуск в сентябре» Зилов в исполнении артиста Даля. Скульптура на грани кинематографического вымысла и советской яви не только отдаст должное редкостному таланту актера, но и станет памятником целой эпохе.
Декаданс советского разлива
Для осуществления задуманного Петрозаводск подходит как нельзя лучше – и в первую очередь по тем же причинам, по которым город был выбран для съемок киноленты в таком далеком и таком близком 1978 году. Эталонно советский, он стал идеальной декорацией для экранизации упаднической драмы Александра Вампилова «Утиная охота». Ведь едва уловимое амбре советского декаданса в Петрозаводске кинематографисты подметили чуть ли не по прибытии. Накатывать до прихода опостылевших коллег и утомивших дружков инженер Зилов должен был именно в «Незабудке» на Октябрьском проспекте, целиться себе в шею из ружья – только в типовой новостройке на Ключевой.
Правда, теперь амбре улетучилось – осталось только его реликтовое излучение. Но оно и к лучшему: киногерой Олега Даля в бронзе – подходящий кандидат на надгробие развитому социализму с его культом гэдээровской стенки и чехословацких сапог. Конечно, трудящимся такие мемориальные инсинуации могут прийтись не по вкусу. После публикации пьесы сотрудники иркутского бюро технической информации написали возмущенное письмо в обком партии, нынешние Саяпин и Кушак того и гляди оставят комментарий на странице начальства в социальных сетях. Но ничего не поделаешь. Подлинное искусство не выдает желаемое за действительное, а называет вещи своими именами.
«Хорошая идея, таким людям – артистам, а не политикам – памятников очень мало, – говорит петрозаводский скульптор Александр Акулов, работающий над эскизом скульптуры. – Каким бы она не вышла, она будет уникальной. Два в одном – киногерою в исполнении Олега Даля».
Зилов уехал, саяпины остались
Намеренно или по наитию, но место под скульптуру – остановка напротив троллейбусного депо – подобрано безупречно. Ладно киногерои Олега Даля и Юрия Богатырева бежали вниз по Московской выпить в обеденный перерыв – символика места здесь куда значимее. Остановка – вокзал в миниатюре, место притяжения маргинальных элементов и безутешных душ. Вокзальными бывают бомжи, наркоманы, вахтовики и выпавшие из ада социальности интеллигенты. Афоня из одноименного фильма в конце концов оказывается на аэродроме, а Веничка из поэмы «Москва – Петушки» держит путь на Курский вокзал и заканчивает его в железнодорожном тупике.
Троллейбусное депо – тупик городского типа, причем с открытой трактовкой – как и финал пьесы Александра Вампилова. Оно символизирует то ли экзистенциальный тупик, то ли сулит избавление от окружающих саяпиных и кушаков. Виктор Зилов ждет то ли первого троллейбуса, то ли последнего. Амбре хоть и исчезло, но декорации еще остались. Только вот в поэтику места вмешивается проза урбанистики.
«Замечательная идея, – говорит председатель Союза кинематографистов Карелии Алексей Бабенко. – Как будто бы киногерой Олега Даля сидит на остановке и ждет троллейбуса, чтобы уехать. Но есть два нюанса. Во-первых, если скульптурная композиция задумана как арт-объект, то остановка – подходящее место, но если она задумана как памятник, то не совсем. Как правило, памятники устанавливают в более проходных местах, в частности скульптурные композиции такого рода – на пешеходных улицах. Октябрьский район – подходящий район для памятника киногерою фильма «Отпуск в сентябре», но, может быть, его стоит установить на аллее или у музыкальной школы. Вообще, когда ставят памятник, руководствуются не только своей идеей, но и тем, как он изменит общественное пространство. И второй нюанс – безопасность. Люди будут переходить дорогу к скульптуре, но автомобилистам пешеходов здесь видно очень плохо».
Намерения без энтузиазма
Появится памятник или не появится – пока неизвестно. Деньги на его отливку и установку собирают на краудфандинговой платформе, а над эскизом наряду с Александром Акуловым из Петрозаводска работают скульпторы Андрей Поляков из Петербурга и Филипп Трушин из Москвы.
«Чтобы обратиться в мэрию, нужно предоставить эскизы и получить разрешение собственика на использование земельного участка, – рассказывает автор инициативы Валерий Вислянский. – Собственник – муниципалитет. Кроме того, мы обращались в архив, но получили ответ, что никаких сведений о съемках фильма нет. А в национальной библиотеке удалось найти ряд свидетельств о том, что фильм снимался. Обратились и в гостиницу «Северная», откуда получили подтверждение, что съемочная группа «Ленфильма» проживала в гостинице в течение двух месяцев. Также обратились в «Карелгражданпроект», в здании которого снимались сцены рабочих будней киногероя Олега Даля».
Очевидно, намерения у инициативной группы серьезные. Только вот люди при деньгах и полномочиях особого энтузиазма пока не демонстрируют. Отказывают или находятся в раздумьях.