aif.ru counter
1959

«Руссо-Балт» и все, все, все… Модели авто рассказывают историю

Людмила Корвякова / АиФ

На каком легендарном советском автомобиле ездила банда «Черная кошка» из фильма Говорухина, как выглядел автобус для лошадей на московской олимпиаде и чем страшна коллекционерам «цинковая чума?» Педагог Юрий Горбунов знает о моделях автомашин масштаба 1:43 почти все, но предпочитает военную технику - чтобы на железных примерах учить своих школьников истории страны.

Юрий Горбунов
Юрий Горбунов Фото: АиФ/ Людмила Корвякова

Подарок на 23 февраля

По иронии судьбы, первой моделью в автомобильном собрании Юрия Горбунова стала копия первенца отечественного автомобилестроения – легендарного «Руссо-Балта». Точнее, модель его чуть более поздней модификации под названием «Руссо-Балт С24-40 торпедо». Ее в 1979 году тогдашнему студенту филфака педагогического института в Петрозаводске на 23 февраля подарили однокурсницы.

«Было мне 23 года. И это не был осознанный выбор тогда – коллекционировать, - отметил Юрий Горбунов. - В том году я демобилизовался из армии, поступил, и наши девчонки единственным четверым парням на факультете подарили по «Руссо-Балту». Отличная модель первого российского автомобиля».

С середины 80-тых годов Горбунов начал заниматься этим всерьез. По его словам, у каждого коллекционера первый этап – накопление. Правда, те времена, кроме всего прочего, были еще и эпохой дефицита. Как отмечает Юрий Горбунов, в Петрозаводске практически нельзя было купить ни одной модели. Выручали обмены и поездки в благословенные места, где эти модели тогда производили.

Фото: АиФ/ Людмила Корвякова

Натуральное хозяйство

«Скажем, было путешествие на теплоходе по Волге. В том числе, в города, где были заводы по производству моделей - Саратов, Кострома, Казань. Помню, все заставлено, все полки моделями заставлены… Я полкаюты загрузил и привез оттуда», - отметил Юрий Горбунов.

По его словам, когда выпадала такая удача, он и его товарищи-коллекционеры везли модели в Петрозаводск целыми чемоданами. Не только для себя, но и для других, чтобы была возможность обменяться.

Фото: АиФ/ Людмила Корвякова

«Например, кто-то был в Костроме, а там производили МАЗы. Из Казани везли, в основном, КамАЗы. Без обменов было совершенно невозможно. Ведь раньше такой системы, как сейчас, заказать по почте, по интернету не было», - рассказал коллекционер.

Чудовищный «Буратино»

Сейчас на его счету 35 лет опыта коллекционирования и 900 моделей. И это – настоящая страсть. В небольшой квартире в районе Октябрьского проспекта несколько стендов от пола до потолка. И везде – аккуратные и красивые копии машин. Представлен практически весь советский автопром, военная советская и российская техника. От не пошедшего в серию «Иж-19 «Старт комби» 1975 года до чудовищной в своей реальной огневой мощи тяжелой огнеметной установки «Буратино».

Слева - ТОС-1 «Буратино», справа - его более современная версия ТОС-1А «Солнцепек»
Слева - ТОС-1 «Буратино», справа - его более современная версия ТОС-1А «Солнцепек» Фото: АиФ/ Людмила Корвякова

«Финансовый вопрос, конечно, имеет значение, но спросите любого коллекционера – когда ты занимаешься, как я, по 35 лет, то денег не жалко. Коробками везли. В то время они стоили, например, 3 рубля 40 копеек, была цена 5 рублей 60 копеек, «Руссо-Балт» стоил восемь рублей, «Нива» с прицепом стоила дороже десяти, - говорит Горбунов. - Есть такая машина, «Волга», ГАЗ-2402 «Аэрофлот эскорт». Вот она стоила 10,80. Это были серьезные деньги. Ну, а сегодня ценники просто бешеные».

Цена и качество

В интернете, например, сегодня можно найти модель российского ракетного комплекса «Искандер» за 27 тысяч рублей. И это при том, что за такие деньги коллекционер может получить «кота в мешке». Очень многие модели изготавливают из неоднородного цинкового сплава. Если производитель нарушил технологию, модель – даже если просто стоит на застекленной полке – может с годами превратиться в труху. У коллекционеров даже есть специальный страшный термин – «цинковая чума». Чаще всего этой напасти подвержены копии машин, выполненные в России в девяностых годах.

БМ-13 «Катюша» на базе американского грузовика «Студебеккер».
БМ-13 «Катюша» на базе американского грузовика «Студебеккер». Фото: АиФ/ Людмила Корвякова

«Поэтому коллекция у меня не только росла, но и уменьшалась, причем, здорово уменьшалась, - вспоминает Юрий Горбунов. – Другой пример, когда я от чего-то сознательно отказывался: мне сейчас совсем неинтересно собирать модели российских автомобилей. А вот военная техника - интересна».

Юрий Горбунов убежден, что через историю автомобильной промышленности можно раскрыть историю целого государства.

История через реликвии

«В частности, через историю войн. Обратите внимание на ХХ век. Какая у нас была техника в Великую Отечественную войну, как она двигалась! Вообще линейка автомобилей к 30-м годам в СССР была если не огромной, то очень большой. Сегодняшние историки говорят, что к 41 году Советский Союз был крупнейшей автомобильной державой, Вместе с США. Были машины просто исключительные. Например, вездеходы ГАЗ-61. Несколько различных модификаций повышенной проходимости точечными партиями производили для высшего командного состава Красной армии».

Фото: АиФ/ Людмила Корвякова

В школе №26, которой Юрий Горбунов отдал 37 лет своей жизни, он создал музей «Семейные реликвии Великой Отечественной войны». И периодически приносит часть своей коллекции, чтобы на этом иллюстративном материале проводить уроки-лекции для школьников с первого по одиннадцатый класс.

Например, проводит урок «А кто же настоящий герой?» В том числе, проводит на примере модели автомобиля ГАЗ-ММ-В. До войны выпускали его раннюю модицификацию под названием ГАЗ-АА - та самая полуторка. Это был грузовик с цельнометаллической кабиной, более-менее комфортный для водителя по меркам того времени. А вот период Великой Отечественной войны, когда страна была вынуждена экономить, «родился» ГАЗ-ММ-В. Брезентовый верх, деревянная кабина, отсутствие дверей, вместо них – брезентовые фартуки. Бамперов нет, ломаное крыло из дешевой жести, которую не штамповали, а просто гнули. Всего одна фара, «дворник» только со стороны водителя.

«ГАЗ-ММ-В»
«ГАЗ-ММ-В» Фото: АиФ/ Людмила Корвякова

«И вот кто же настоящий герой? Настоящие герои – это те, кто, совершая подвиг, не считают, что они его совершают. И когда рассказываешь детям о работе на этом автомобиле, например, на Дороге жизни, они спрашивают: а как же на ней в 30-градусный мороз? Безусловно, водитель такой машины – герой, - отметил Юрий Горбунов. - Кстати, спрашиваю детей: вы знаете, почему стекла не потели во время езды? Температура в кабине была такой же – что внутри, что снаружи».

Хлебовозка банды «Черная кошка» из кинофильма «Место встречи изменить нельзя».
Хлебовозка банды «Черная кошка» из кинофильма «Место встречи изменить нельзя». Фото: АиФ/ Людмила Корвякова

Есть в коллекции Горбунова машина, на которой во время войны работал его отец. Это трактор «Сталинец-60», который мог тащить сразу два несамоходных комбайна того времени. Есть копии пожарной, аэродромной, милицейской техники. Специально созданный для спортивных нужд автобус для перевозки лошадей на базе автомашины ЗиЛ. Хлебовозка  банды «Черная кошка» из кинофильма «Место встречи изменить нельзя». Современнейшая «Армата» и легендарный Т-34.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Опрос

Чем закончатся протесты в Беларуси?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах