На сегодняшний день психологическая служба является неотъемлемой частью уголовно-исполнительной системы. Одним из принципов работы психологов считается дифференцированный и индивидуальный подход к подозреваемым, обвиняемым и осужденным.
Со слов начальника психологической лаборатории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия: «для подростков, поступающих в учреждение, свойственно искажение жизненных ценностей, измененные ценностные ориентации… Все это так или иначе привело их к совершению преступления. К подросткам нужен свой подход и свои методики работы…».
Одной из таких методик является «Коллаж», который достаточно часто используется психологами в работе с подростками.
С несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступления, выполняются тематические коллажирования: «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем».
Целью занятия является осознание наличия искаженных жизненных ценностей, формирование установки на позитивные ценностные ориентации, обучение навыкам саморегуляции поведения, нивелированию негативных эмоциональных состояний. А также развитие чувства ответственности по отношению к себе, своей жизни и к окружающим людям.
Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием), а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы.