В начале августа в Кондопоге произошло прискорбное событие – сгорела Успенская церковь. Страна утратила уникальный памятник деревянного зодчества Заонежья второй половины XVIII века. Произошедшее вскрыло целый ворох проблем в вопросе сохранения культурного наследия. Вопиющий непрофессионализм и загубленные традиции реставрации – лишь некоторые из них.
Равнодушие и чистоган
Десять лет назад правительство страны лишило власти в регионах права проводить конкурсы на реставрацию памятников архитектуры. Поиск реставраторов стал делом исключительно министерства культуры. Безусловно, логика в таком решении была, однако привело оно к печальным последствиям. Выигрывать тендеры и получать заказы на восстановление объектов культурного наследия стали крупные компании, единственной целью которых оказалось получение бюджетных денег. О профессионализме – не говоря уже о радении за дело – речь попросту перестала идти.

Другой вопрос – халатность. Зачастую подрядчики узнают о том, что реставрировать памятники архитектуры должны аттестованные специалисты, только после получения заказа. Поэтому в срочном порядке они передают заказ субподрядчикам, у которые такие специалисты есть. Однако через пять-шесть месяцев те вынуждены работы остановить, поскольку генеральные подрядчики никаких денег попросту не платят.
Ещё одна проблема – самоуправство. Как рассказывает Юлия Алипова, начальник управления по охране объектов культурного наследия республики, специалисты на местах проводят серьёзную подготовительную работу, готовят технические задания и подробно прописывают перечень работ, а исполнители работ всё переиначивают по собственному усмотрению.
«В результате мы получаем ущербные – иначе не назовёшь – проектные документации, руководствуясь которыми грамотно проводить работы по восстановлению памятников просто невозможно», – отмечает Юлия Борисовна.
Ещё один очевидный изъян рынка реставрационных работ – приступить к восстановлению памятника архитектуры может кто угодно. Главный критерий отбора – стоимость. Чем ниже, тем лучше. А требования к опыту и знанию региональной специфики никто не предъявляет. К тому же областные и республиканские комитеты культуры зачастую не могут достучаться до федерального министерства. Замечания о недобросовестности подрядчиков чаще всего оказываются неуслышанными.
Ещё пять-шесть лет назад в стране существовало десять коллективов, которые проводили научную реставрацию памятников. Она, к слову, другой быть не может. Они хорошо знали, как подготовить проект, заготовить материалы и отреставрировать памятник деревянного зодчества. Прекрасно разбирались в тонкостях отечественных и международных норм и правил в восстановлении объектов культурного наследия. Однако сегодня таких коллективов осталось лишь семь, только один-два из которых получают от министерства культуры заказы на выполнение работ.
Не помнящие родства
В то же время огульно обвинять созданную систему распределения заказов на реставрацию и крупные компании, оккупировавшие реставрационную отрасль, не совсем верно. Будь в стране достаточно мастеров по восстановлению культурно-исторических объектов, разве подрядчики отказались бы от найма профессионалов? Но таких мастеров становится всё меньше и меньше. Проблема комплексная.
«В Москве и Петербурге есть университеты и училища, которые готовят специалистов по реставрации каменных памятников, – говорит Юлия Алипова. – Однако реставраторов памятников деревянного зодчества не готовит практически никто. Есть только наработанный специалистами северо-запада опыт, а в целом реставрационная отрасль – в упадке. Речь идёт не только о специалистах-практиках, но и о тех, кто контролирует выполнение восстановительных работ».
Фактически, в деле подготовки специалистов по реставрации памятников деревянного зодчества остались только ремесленные бригады и колледж архитектуры, дизайна и реинжениринга в Москве.
«Всё остальное – фикция», – ставит неутешительный диагноз Виталий Скопин.
Как ни парадоксально, но в такой ситуации виноваты все. Ни в обществе, ни во власти, ни у подрядчиков нет понимания, что реставрация – это не только воссоздание внешнего и внутреннего убранства здания, но и тщательное следование тем приёмам и той технике строительства, которой придерживались мастера прошлого. Реставрация должна быть сродни исторической реконструкции. Должно не только воссоздать облик памятника, но и воспроизвести весь процесс его возведения. Только в таком случае мы получим подлинник, а не эрзац.
«Отсутствие понимания, что такое культурное наследие, – вот самая главная проблема, – говорит Александр Любимцев, заместитель директора музея-заповедника «Кижи» по реставрации. – Зачем мы восстанавливаем памятники? Затем, что памятники – это свидетели истории, они – следы культуры нашего народа. На памятниках мы воспитываем наших граждан, наших детей. И мы должны делать это на подлинном искусстве и на подлинной культуре».
Пробелы и нестыковки
Несуразица в законах и нормативах, призванных регулировать воссоздание памятников архитекутры, – ещё одна важная проблема. К примеру, отреставрированное или капитально отремонтированное здание должно отвечать современным требованиям пожарной безопасности, однако сделать это без ущерба для исторического облика памятника подчас оказывается невозможным.
«Скажем, в историческом здании просто нет физической возможности расширить стены, а по требованиям они должны быть шире», – приводит пример Александр Овчинников, полковник, заместитель начальника МЧС республики и начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы.
Специалисты предлагают разные пути исправления ситуации. Один из них – придать венецианской хартии реставраторов юридическую силу. Это один из двух главных международных документов, закрепляющий стандарты охраны, сохранения и восстановления памятников архитектуры. К примеру, один из принципов, закреплённый в хартии, гласит: если современные нормы при реставрации повредят памятнику архитектуры, то такими нормами можно пренебречь.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть