aif.ru counter
194

Райпо не сразу строилось

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. "АиФ - Карелия" №26 28/06/2017
Калевальское Райпо / Из личного архива

Калевальская райпотребкооперация живёт в ожидании праздников: 1 июля на предприятии будут отмечать общий профессиональный праздник, День кооператора, который традиционно празднуется в первую субботу июля, а 29 августа предприятие встретит 90-летие со дня создания. 
И это очень важно - в отличие от сотен и тысяч мелких, средних и крупных предприятий, образованных в советские годы и не переживших время постсоветских реформ, райпо в Калевальском районе не только сумело сохраниться, но и продолжает стабильно работать, решая тем самым важнейшие социальные задачи района.  

90 лет работы

Калевальское райпо появилось в 1927-м году, к тому времени в Карелии уже существовали определенные традиции кооперативного движения. Первые потребительские союзы на территории края были созданы еще до революции. Но после установления Советской власти система потребительской кооперации начала развиваться особенно бурно - 20 марта 1919 года выходит Декрет Совета народных комиссаров «О потребительских коммунах» и вопросы развития потребительской кооперации начинают решаться на государственном уровне. Первые потребительские союзы появились в Олонце и в Петрозаводске, а вот следом подтянулись северные территории: с 1927-го года заработали потребительские общества на территории нынешних Лоухского и Калевальского районов. Как это ни покажется удивительным, но, несмотря на все потрясения, изменения политического строя в стране, экономические метаморфозы,  главные задачи потребительской кооперации за эти годы не изменились. В 2017-м, как и в далеком 1927-м, ими остаются: снабжение населения продуктами и товарами, предметами первой необходимости, расширение торговых и производственных операций, заготовительная деятельность. И тот факт, что Калевальское райпо подходит к своему юбилею не в статусе разваливающейся, отжившей свой век организации, а в ранге крупнейшего налогоплательщика и работодателя района, говорит о том, что со своими задачами кооператоры справляются. 

Новые времена - новые шансы

Калевальское райпо на сегодняшний день -  это многоотраслевое кооперативное хозяйство, работающее в самом отдаленном, труднодоступном, малонаселенном районе региона. Кооперативное хозяйство представлено 15 магазинами, складами, предприятиями  общественного питания, производством с хлебопекарным и кондитерским цехом, автотранспортным цехом. Райпо также занимается заготовкой и первичной переработкой дикорастущих ягод и грибов. Есть свой сушильный цех и холодильные помещения. Предприятие динамично развивается, идет в ногу со временем, внедряя в повседневную деятельность самые современные технологии, менеджмент и маркетинг. Именно этот подход помогает предприятию успешно справляться с новыми вызовами, которые подбрасывает современность.

Так, к примеру, серьёзным испытанием для многих и многих мелких предпринимателей Карелии, специализировавшихся на розничной торговле, стал приход в регион крупных федеральных торговых сетей. Богатый ассортимент, корпоративная культура обслуживания, более низкие, за счет объемов продаваемой продукции, цены привели к тому, что многим небольшим магазинам пришлось закрыться. Однако в Калевальском райпо приход в район «Магнита» восприняли не как удар по карману, а как новый шанс на развитие, и с успехом его использовали.

«Самым примечательным событием прошлого года стало вхождение Калевальского райпо со своей продукцией в торговую сеть «Магнит». Нельзя сказать, чтобы это было легко. Условия федеральные сети предъявляют жесткие, всё надо делать по правилам, выдерживать требования, выигрывать в конкурсах, но  если ты выполняешь условия, то перед тобой открываются новые возможности. Калевальское райпо с требованиями справилось, и сейчас хлебобулочные изделия из нашей калевальской хлебопекарни поставляются не только по району, но и за пределы района, например, в Костомукшу. Надеемся, что нам удастся начать реализацию через «Магнит» и другой продукции», - рассказывает председатель совета Калевальского райпо Андрей Хомич.

Неизбежные трудности

В частности, он вспоминает о давно существующем проекте по налаживанию на базе мощностей Калевальского райпо производства собственного лимонада. В Калевале можно было бы начать выпускать как традиционные марки вроде «Буратино», «Дюшеса» и «Тархуна», так и запатентовать собственные бренды, созданные на основе местных ягод - брусничный и клюквенный лимонады. Впрочем, с сожалением отмечает Андрей Хомич, на этот проект постоянно не хватает денег: российская действительность постоянно подкидывает то один, то другой сюрпризы. К примеру, сейчас, в связи с изменениями в федеральном законодательстве, приходится срочно проводить обновление всех контрольно-кассовых аппаратов, чтобы не допустить закрытия с 1 июля ни одного магазина. К тому же особую роль в формировании расходов предприятия продолжают играть тарифы на электроэнергию. Калевальское райпо вынуждено платить по 8 рублей 58 копеек за один киловатт. 
Однако северяне находят выход и в этой ситуации, в которой многие иные предприниматели просто обанкротились бы. Последние несколько лет Калевальское райпо успешно переходит на использование энергосберегающих технологий. Везде, где это возможно, обычные лампочки заменены на светодиодные, а для отопления строятся и модернизируются котельные, работающие на местном сырье. Предприятие все больше переходит на автономное отопление, экономя таким образом деньги своих пайщиков.

Сохранить и преумножить

Именно бережливое отношение к заработанной копейке, рачительное руководство предприятием позволяет Калевальскому райпо не просто стабильно работать, но и играть важную роль в общественной жизни района. Райпо оказывает помощь администрации в проведении любых массовых мероприятий, сами сотрудники райпо и их дети с удовольствием и азартом участвуют в культурной и спортивной жизни района. «Лыжня России», волейбол - везде можно увидеть представителей райпо, и это тоже говорит о здоровом климате в трудовом коллективе. 

«Очень важно, что мы к своему 90-летнему юбилею подходим не в разваленном состоянии. Конечно, есть какие-то трудности, недоработки, не все проекты реализованы, но ведь и Москва не сразу строилась. Самое главное, что за эти трудные, непростые годы мы сумели пронести наши традиции, сохранили костяк трудового коллектива, у нас есть ветераны, к которым мы относимся с большим уважением, но приходит к нам и молодёжь. Растут новые кадры, молодые ребята, которые работают с азартом, а их знаниям и умениям неплохо было бы поучиться и нашему поколению. И это - главный результат. Предприятие работает, руки мы опускать не собираемся, планов у нас еще много, и райпо в будущем еще неоднократно порадует жителей района», - уверен Андрей Хомич.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах