Актриса Театра драмы РК «Творческая мастерская» Галина Михайловна Москалева работает на сценах театров республики уже около 50 лет. За это время, как вы понимаете, она сыграла десятки ролей в самых разных спектаклях. Более 20 лет творческой жизни Галины Москалевой связаны с Музыкально-драматическим театром РК. Сейчас она служит в «ТМ», где одной из последних ее ролей стала героиня Баба Рая в постановке «Про мою маму и про меня». Накануне юбилея актриса стала гостем нашей редакции.
Что удивительно, она не любит говорить о себе, о своих успехах, она не купается в славе даже перед своим днем рождения и как будто даже страдает от излишнего внимания журналистов. Во время интервью мы говорили о …любви. О разной любви. Но главная любовь ее жизни – это супруг. А главная роль – любимая жена. Много лет назад супруг актрисы Анатолий Байбаков ушел из жизни. Во время беседы она бережно достает его книгу стихов, посвященную ей, и читает очень трогательные послания… О том, как она любит, как поменялся зритель, что такое современный театр, Галина Москалева рассказала «АиФ-Карелии».
Марина Бедорфас «АиФ-Карелия»: Галина Михайловна, отличается современный зритель от того, который ходил 40-50 лет назад на ваши спектакли?
Галина Москалева: Да, зритель был другой. Он был намного наивнее. Я играла в спектакле «Белоснежка» в 1964 году главную героиню. Как только я подносила яблоко ко рту, чтобы откусить, дети в зале кричали: «не ешь это яблоко, Белоснежка». Дочка моих друзей - актеров после спектакля, а смотрела она его не меньше 10 раз, вбегала в гримерку и спрашивала: «Тетя Галя, вы живы?». Да, зритель был наивный, он верил. Современный зритель иногда слишком «культурный», зажатый. Ведь на один и тот же спектакль зрители реагируют совершенно по-разному. Хорошо, когда зритель – партнер. Тогда я чувствую, что попадаю, и хочется двигаться дальше. Очень люблю поэта Андрея Дементьева. Его строчки «…лишь бы не нашла меня усталость»…Это к вопросу о том, каких зрителей больше, хороших или не очень. Ответ, как и с людьми: хороших людей очень мало, но все-таки их большинство.
- А для вас лично, каких людей больше - хороших или не очень?
- Конечно, хороших.
Отмечен богом
- В вашем театре можно четко разделить две труппы: основную и молодежную. Какие они, молодые актеры? Отличаются от вас? Вы смотрите их спектакли?
- Я хожу на их спектакли. Молодым актерам не хватает только одного – опыта. Но он же приходит с годами. Зато у них много сил.
У меня вообще такое ощущение сейчас, что все театральные школы размыты. Нет четких границ. Эти играют так, эти - этак. Никто ни с кем не спорит. Хотя я уверена в том, что актер должен быть отмечен богом. И хоть одна роль актеру, но удастся. Однажды попадет.
Чувства нельзя играть
- Очевидно то, что режиссеры в жизни актеров играют важную роль. А как насчет партнеров по сцене, коллег?
- Вы знаете, мне очень повезло с партнерами по сцене. Мы дружили, и меня опекала Людмила Живых, от «Белоснежки» до «Дяди Вани» и «Вдовьего парохода» мы были рядом на сцене с Геннадием Залогиным. Мне в этом плане очень повезло. Мы любили друг друга на сцене. Мы не играли любовь. Ее нельзя ни в коем случае играть, не дай Бог - играть любовь! Надо просто любить. И у нас получалось. Я вообще считаю, что на сцене могут быть пережиты самые разные чувства. Я только одного не принимаю – злости. Ее не должно быть на сцене, когда актер злится, это уже не театр.
- Ваша дочь не стала актрисой, не пошла по стопам родителей. А как внуки воспринимают творчество, может, кто-то из них хочет стать актером?
- Да, наша дочь Лана закончила факультет иностранных языков и работает учителем в школе. Она преподает английский язык. В детстве она выходила на сцену в качестве актрисы. Конечно, бывала на разных спектаклях. Но я рада, что она не актриса. Это очень сложная профессия. Хотя, всегда себе на это отвечаю вопросом: а какая профессия не сложная? Лана переводит сказки на английский язык и ставит спектакли в школе. Я иногда хожу и смотрю ее работы. Вы знаете, вполне прилично. Так что, все-таки что-то от театра есть и у нее. А внуки чувствуют себя на сцене, в творчестве очень комфортно. Но я бы не хотела, чтобы они занимались актерской деятельностью. На сцене сейчас мало мужчин, но даже для того, чтобы восполнить этот пробел, не желаю им такой доли. Потому что если быть актером - надо быть хорошим актером. Или вообще тогда не надо. Вы понимаете, что если уже влип в это дело, то - как муха в мед.
Безразмерная любовь
- Много лет назад ушел из жизни ваш супруг. Вы больше не вышли замуж. Почему?
- Мой муж Анатолий Байбаков был очень хорошим человеком. Он посвятил мне не одно стихотворение. И всегда говорил: «Все будет хорошо, я узнавал…». Это была его поговорка по жизни. Он написал мне стихотворение в марте 1998 года «Ты другого уже не найдешь…». К 30-летию нашей совместной жизни. А в июне его не стало. Он очень меня любил. Кстати, не допускал никогда до кухни. Невероятно любил нашу дочь. И когда я уезжала на гастроли, он каждый день высылал мне фотографии, такой фотоотчет - что они с ней делали, как провели время. Вот его книга – всегда со мной…. Не было потребности, желания и даже мыслей. Мы ведь свадьбу сыграли в «Доме актера» в 1967 году. В 1966 он открылся, и наша свадьба была первой. Портретом Брехта нас благословили.
- Дочь ваша работает в школе, вы ходите на ее спектакли и сами играете для детей в том числе. Я говорю о спектакле «Про мою маму и про меня».
Какие они - современные дети?
- Современные дети не очень сильно отличаются от детей нашего детства. Просто они стали более гиперактивными, подвижными. Но если их увлечь конкретным делом, именно увлечь чем-то интересным, то они вполне талантливые и хорошие. Дети не стали хуже. Конечно, от родителей очень многое зависит. Чрезмерная избалованность дает свои результаты. Мне кажется, что для детей главное - внимание. Уметь их увлечь и развивать в нужном направлении. А если ребенок чувствует внимание, все будет как надо.
- Вы выросли в многодетной семье. Вам хватало внимания? Или было больше трудностей?
- Тяжело было. За день я должна была принести по 14 ведер воды. Я же была старшей сестрой. Квартира была очень маленькая. Мы, кстати, жили в Кондопоге. Топили печки. Родители спали в кухне на таком разборном диване. У нас в семье было 6 детей. Но, несмотря на то, что было много домашней работы, я успевала ходить в разные кружки. И ходила ведь на другой конец города. В нашей семье я единственная актриса. Все мы очень разные. Одна сестра живет в Калевале, она медик. Две другие сестры живут в Кондопоге: одна - бухгалтер, вторая - преподаватель математики. А я свое творчество начала с того, что писала сказки и рассказывала их своим братьям и сестрам.