С Галиной Пелевиной мы познакомились случайно в социальном центре «Попечение» при церкви Великомученицы Екатерины в Петрозаводске.
Перед Рождеством она вместе с другими помощниками центра организовала благотворительную акцию. Тогда я узнала в ней актрису карельского Театра драмы «Творческая мастерская», а позднее увидела ее в роли автора ряда проектов, в том числе «Искусство во мне». Галина Пелевина рассказала «Аиф-Карелия», как человек должен работать над собой, относиться к людям, к профессии и на что должно обязательно хватать времени.
Потребность духовная
Марина Бедорфас «Аиф-Карелия»: Галина, столько всего происходит в вашей жизни каждый день помимо семьи, как вы все успеваете?
Галина Пелевина: Наверное, нельзя сказать, что я все успеваю. Что - все? И как все можно успеть? А главное - зачем? Человек всегда расставляет для себя приоритетные направления. Знаете, когда у некоторых людей спрашивают, как они умудряются все успевать, часто отвечают, мол, ничего я не успеваю! На самом деле, на себя вообще времени не остается. Совсем его нет…
- Почему захотелось прийти в социальный центр и помогать совершенно чужим людям?
- Это просто духовная потребность, такая естественная. Она возникла сама по себе. И мне кажется, это очень важно - помогать друг другу. Для меня это такая личная миссия. Мне не требуется для этого каких-то особых усилий. Все это помещается органично в моей жизни. Конечно, очень важно помнить в первую очередь о своих близких людях, о своей семье. Нельзя бросаться с головой помогать всем, позабыв о самых родных людях. Здесь важно найти баланс. Я его нашла, для меня это простой и естественный процесс. Я пришла в центр «Попечение» через церковь. А в церковь привел меня муж. Он перевернул мою жизнь.
Главная встреча
- Каким образом?
- Мой супруг - главный человек в моей жизни. Это главная встреча в моей судьбе. Мы познакомились, когда я была студенткой. Вы не представляете, какой я была эгоисткой! Меня совершенно не трогало и не волновало то, что у других людей есть чувства, что они могут страдать, переживать. Мне было совершенно на это наплевать. Я рассуждала так: «Ничего, переживут!». И тут я влюбилась. А влюбленный человек смотрит на мир совершенно по-другому. Вдруг я стала понимать, что мужчины тоже испытывают чувства. Что другие люди тоже хотят, чтобы за ними ухаживали, уделяли внимание. И не потому, что так принято, будто женщина должна ухаживать за своим мужчиной. Нет. Просто потому, что они этого тоже хотят. Во мне началось духовное перерождение. Я понимала, как и многие из нас, что такое хорошо и что такое плохо. Но другое дело, когда ты говоришь, что это плохо и не делаешь этого. Это такая сила в тебе находится. Ты прямо чувствуешь свою мощь внутреннюю. Я убеждена, что каждый должен себя делать сам. Благодаря мужу и тому, что я сама стала мамой, я поняла, насколько моя мама ( а я тоже из многодетной семьи, была самой младшей) жертвовала собой ради нас, особенно ради меня. Мама очень хотела меня, поэтому мне доставалось все самое лучшее. Я уже взрослой поняла, что мама вовсе не любила куриные крылышки больше, чем грудку. Просто она делала это так, что мы даже не замечали. Ей тоже хотелось нормального мяса, но его съедали мы, а она доедала крылышки. И это для меня стало таким открытием... И вот тогда случился этот переворот во мне. Я поняла, насколько была эгоисткой, причем мой эгоизм принимал просто уродливые формы. И еще я приняла тот факт, что ты не можешь всем нравится. Ты и не должна всем нравится.
- А как вы сочетаете духовную жизнь и работу в театре? Нет ли в этом диссонанса?
- Я всегда хотела быть актрисой. Со школы мечтала выходить на сцену. А Театр «Творческая мастерская» вообще был пределом моих мечтаний. Но когда начались эти внутренние духовные перерождения, я хотела уйти из театра. Просто решила, что не могу больше служить в театре. В моей жизни произошло очень много смертей близких людей. 10 лет назад трагически погибла моя старшая сестра. Эта страшная история резко поменяла все приоритеты в моей голове. И это толкало к мысли, что я не могу ходить в церковь и играть на сцене театра. А в то время, переживая горе, я много времени проводила за молитвой. Но наш мудрый директор театра Александр Лазаревич Побережный - Береговский тогда очень помог разобраться в себе, подкрепив слова моего мастера Арвида Зеланда о том, что актер - это профессия. Что относиться к ней надо как к любой другой работе. И в любой профессии человек может грешить, будь он бухгалтером, учителем, врачом и т.д. Конечно, в театре культивируются, как нигде, страсти, эмоции. Я уверена, что артист должен быть абсолютно психически здоровым человеком. Уметь сам себя контролировать и регулировать.
«Специальная» цель
- Почему именно актриса?
- Мы всегда со своими подругами школьными знали, чего хотим. Сейчас у молодежи с этим проблема: они не знают, чего хотят. У нас была специальная цель. Все хотели себя реализовать в разных направлениях. Одна хотела быть врачом, чтобы спасать жизни, вторая - учителем, чтобы образовывать всех людей. А я точно знала, что хочу быть на сцене, но не просто быть «звездой» и чтобы меня все узнавали, я хотела «глаголом жечь сердца людей». Когда есть такая цель - это работает. Среда рядом с искусством провоцирует внутренние пороки. Ну а цель ведь самого искусства благородная: если даже один человек после спектакля стал немного лучше, вспомнил о близких, позвонил маме, что-то понял или открыл в себе - вот она, главная цель.
Домогаров или Зеланд?
- Я жила и училась в школе в районе. Потом приехала в Петрозаводск и поступила в колледж культуры. Мама сразу сказала, что в Питере или в Москве не сможет меня учить в театральном вузе. На последнем курсе в колледже ко мне подошел знакомый и говорит, мол, что ты тут сидишь?! Я ему так возмущенно отвечаю, что перемена между парами, вот и сижу! А он имел в виду совсем другое: в то время курс набирал директор Национального театра, режиссер Арвид Зеланд. К нему решила поступать моя подруга. Ну и я пошла с ней за компанию. Испытания проходили в три этапа. По иронии судьбы я прошла, а подруга не поступила. Когда шли вступительные экзамены, я думала что Зеланд - это Домогаров. И внутренне возмущалась, что тут делает Домогаров, когда придет уже Арвид Зеланд, его же курс. После того как я стала студенткой театрального курса, начались походы по театрам. И меня всегда завораживали спектакли «Творческой мастерской». Я помню первый спектакль, который я там увидела - это были «Княжны». Я приходила и проваливалась в постановку. Это было что-то невероятное.
Затем Арвид Михайлович переехал в Петербург, и стало понятно, что единым курсом мы не останемся. Я пришла искать место актрисы в «ТМ» к Петрову. И меня взяли. Тогда началась настоящая работа.
Зависть - бессмысленна
- В театре, например, музыкальном, есть примы. В театре драмы тоже есть ведущие актрисы? Есть ли в вашем театре соперничество?
- Лично я считаю, что может быть зависть, но это так глупо. Каждый актер по-своему хорош. И это бессмысленно - завидовать какой-то роли. Если в театре много классных актеров, все они талантливы - зачем соперничать?!
У меня не так уж много ролей за время работы в театре. Правда, я трижды уходила в декрет. Не надолго, но уходила. Вообще считаю, что я удобный артист. Если режиссер сказал так - я принимаю все, что он говорит, и стараюсь понимать. Надо жить жизнью и работать работой. Поэтому у меня есть определенные принципы: я никогда не разденусь на сцене и т.д. Почему? Потому что есть какие-то моральные нормы, через которые я не стану переступать, и потом, в зале может сидеть мой муж и мои дети, им будет это неприятно. И я не смогу объяснить им, что это моя такая работа. Я думаю, на сцене все можно решить художественно, чтобы выразить ту или иную мысль. Все-таки я за внутреннюю цензуру. Иногда она дает рождение художественным образам. Иногда думаю про кино. Я бы снялась в хорошем кино, например, у Тарковского или раннего Михалкова.
- Откуда появилась идея создать в Петрозаводске фотопроект «Искусство во мне»?
- Когда я была студенткой, мне очень нравилось упражнение с портретами. Кстати, оно очень сложное. И это очень полезный актерский тренинг. Мне пришла в голову идея: а почему бы не сделать такой фотопроект в нашем городе? Тогда я нашла фотографа Юлию Утышеву, которая порекомендовала мне другого фотохудожника - Оксану Лазареву. Мы начали, но Юля пришла на первую съемку и больше не уходила. И я не представляю этот проект без кого-то из нас. Мы все - полноценные его составляющие. Нам самим очень нравится то, что мы делаем, мы ведь тоже постоянно учимся и совершенствуемся. У нас отличная команда, и я безгранично благодарна моим коллегам - фотохудожникам.
Кроме этого проекта я работаю в актерском клубе. Мы ставим небольшие спектакли. А начинала я с речевой группы. Так хотелось, чтобы как можно больше людей говорили красиво и правильно. Мы делали в клубе проект «Звездани», устраивали акции, флешмобы. Захотелось потом чего-то менее развлекательного, более полезного для жизни, для семьи. И тогда возникли группы актерских тренингов для всех желающих. К нам и сейчас можно присоединиться в актерском клубе «Особый». Там уже идет работа над постановками. Мы сыграли спектакли для семейного просмотра «Люся Синицына» и «Золушка». Наверное, здесь я пробую себя даже не в роли режиссера, мне нравится роль педагога. И помогает мне в клубе теперь моя коллега, актриса Евгения Верещагина. «Люсю Синицыну» мы покажем 7 апреля в кафе «Виноград».
Смотрите также:
- Почему у Финляндии получилось? Секреты успеха маленькой северной страны →
- Карельская деревня Кинерма названа «Самой красивой деревней России» →
- «Жизнь в России - как в лесу» →