За год Музыкальный театр Карелии посещают порядка 60 тысяч зрителей, однако 2019-й претендует на установление театрального рекорда. Ведь именно он был объявлен Годом театра в нашей стране и удивил публику небывалым числом гастролей и новых постановок. В интервью «АиФ» директор Музыкального театра Елена Ларионова рассказала о том, как такое стало возможным.
Гастроли по обмену
Антон Соловьев: «АиФ – Карелия»: Елена Геннадьевна, чем запомнится Год театра?
Елена Ларионова: Самыми масштабными событиями Года театра, пожалуй, стали театральная олимпиада и театральный марафон. Олимпиада проходит в Петербурге – его жители могут увидеть уникальные спектакли самых разных мировых школ, но затрагивает она и другие регионы страны. Так, в Петрозаводске пройдут гастроли Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. Они начнутся в начале декабря. Мы предполагаем, что в будущем году и наш театр сможет провести гастроли на сцене Театра музыкальной комедии в Петербурге.
- А что касается театрального марафона?
- Он завершился во время Санкт-Петербургского культурного форума на сцене Мариинского театра и стал по-настоящему грандиозным событием. Вся театральная Россия пришла в движение. В начале года марафон открылся во Владивостоке, а дальше эстафета передавалась от города к городу, от театрального центра к театральному центру. И к поздней осени она докатилась и до наших краёв. В рамках марафона Петрозаводск – на сцене Национального театра – принимал любительский коллектив из Нарьян-Мара. Любительские труппы ведь тоже должны быть включены в жизнь профессиональных театров, иметь возможность напитаться новыми идеями и эмоциями. В свою очередь на передачу символа марафона в Петербург отправилась «Творческая мастерская». Актёры с успехом сыграли спектакли на сцене детского музыкального театра «Зазеркалье».
- Но, можно сказать, Год театра охватил не только нашу страну.
- Но и Белоруссию. Только что прошли обменные гастроли: на нашей сцене выступали артисты Белорусского музыкального театра, а наши артисты – в Минске. Такие обменные гастроли проходили впервые. И в столице Белоруссии наши постановки имели очень большой успех. Мы получили нового зрителя, мы влюбили в себя белорусскую публику.
- Вообще, гастрольный график выдался насыщенным?
- С начала сезона Музыкальный театр в рамках региональной программы фестиваля «Золотая маска» уже побывал в Ижевске с балетом «Золушка», а потом наши артисты практически сразу же направились в Минск. Кроме того, в рамках проекта «Большие гастроли» на нашей сцене мы принимали два московских театра. Одним из них стал Московский театр юного зрителя. Несколько дней шли спектакли выдающегося современного режиссёра Камы Гинкаса. Другим театром стал Центр драматургии и режиссуры с постановкой «Старый дом», это саунд-драма, новое слово в театральном мире. В октябре в Петрозаводск и Костомукшу приезжал хорошо знакомый нашему зрителю Российский академический театр молодёжи. Играли пьесу Островского «Свои люди – сочтёмся». Наши петрозаводские коллеги тоже активно гастролировали: «Творческая мастерская» съездила на гастроли в Санкт-Петербург и Ялту, Национальный театр – в Грозный, Сыктывкар и Санкт-Петербург, а Театр кукол – в Архангельск и Грозный.
Встать вровень
- А чем планируете завершить Год театра?
- В завершении Года театра мы хотим поставить не точку, а большой восклицательный знак. В декабре нас ждут два фестиваля. Первый – театральная олимпиада, в рамках которой наша сцена принимает Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, а второй – фестиваль молодых звёзд оперы «ОпераVita». Он пройдёт с 11 по 13 декабря. Артисты драматических театров хорошо известны широкой публике – ведь они часто снимаются в кино. Но вот что касается звёзд оперы, то у зрителя не так много возможностей познакомиться с новыми именами, увидеть и услышать уникальные голоса исполнителей. Поэтому одна из целей – познакомить нашу публику с теми восходящими звёздами, которые, может быть, ещё не стали Пласидо Доминго и Лучано Паваротти, но которых уже приглашают ведущие европейские театры. Они работают с известными режиссёрами, заняты в авангардных постановках.
- И одна из них – из Петрозаводска?
- Центральной фигурой «ОперыVita» станет Надежда Павлова. Она закончила Петрозаводскую консерваторию и несколько лет была солисткой Музыкального театра Карелии. Затем творческая судьба свела исполнительницу с замечательным дирижёром современности Теодором Курентзисом – она стала солисткой Пермского театра оперы и балета. Он, к слову, является флагманом оперной жизни в России. Сегодня Надежда Павлова уже взошедшая звезда на мировом оперном небосклоне, она – приглашённая солистка Большого театра. И именно вокруг её имени мы выстроили два события фестиваля. Одно из них – опера «Травиата», где Надежда Павлова исполнит центральную партию, партию Виолетты. Вместе с Надеждой Павловой на нашу сцену выйдут солист Мариинского театра Роман Бурденко в роли Жермона и солист московской «Геликон-оперы» Иван Гынгазов в роли Альфреда. Второе событие – гала-концерт «Надежда Павлова приглашает», который соберет молодых звезд оперы из ведущих российских театров. Также в рамках фестиваля нас ждет премьера оперы Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Концертное исполнение этого достаточно редко исполняемого произведения пройдет в консерватории. Там же в рамках фестиваля «ОпераVita» Надежда Павлова проведет творческую встречу со студентами своей alma mater.
- Какими еще событиями запомнится карельским зрителям Год театра?
- В июне мы провели международный фестиваль современной хореографии Nord Dance. Его гостями стали танцевальные коллективы из Норвегии и Финляндии, а также Екатеринбурга и Москвы. Современная хореография в России существует не так давно, за последние годы сформировалось несколько центров в Екатеринбурге, Москве, Петербурге. Но Петрозаводск стремится встать вровень. Буквально накануне мы узнали, что Nord Dance вошёл в число проектов-фаворитов на Санкт-Петербургском культурном форуме. Надеемся получить поддержку и в следующем году снова провести фестиваль.
Финансовая синергия
- Но как такое стало возможным? В финансовом плане.
- Все звёзды сошлись. Именно в Год театра стали возможным столько самых разноплановых событий. Впервые за долгие годы все театры Карелии получили постановочные средства. Поэтому они и стали ставить новые постановки и находить свежие решения. К тому же есть федеральная программа и национальный проект «Культура», по которому театры получают поддержку. Он стартовал именно в Год театра. Плюс правительство республики оказало нам поддержку. И мы сложили все предоставленные возможности. Синергетический эффект оказался выраженным в столь насыщенной театральной программе.
- Но я вижу, что она стала такой не только в Год театра, но примерно в последние пять-семь лет.
- Полагаю, да. В следующем году Музыкальному театру Карелии исполняется 65 лет, уже десять из них он является театром оперы и балеты. И десять лет назад нам пришлось практически начинать с самого начала. Всё это время мы старались формировать репертуар так, чтобы в нем было место и оперной классике, и классике балетной, и экспериментальным спектаклям, и авангардным постановкам. Сейчас репертуар насчитывает около тридцати названий. Поэтому, к слову, мы не можем одновременно давать все спектакли. Если постановка появилась в афише, то нужно торопиться в театр. Ведь она не будет идти из месяца в месяц.
- Почему теперь много приглашённых режиссёров? Такова складывающаяся практика, мировая тенденция? Или режиссёры в дефиците?
- Режиссёр формирует лицо театра, он – творческий лидер. Прямо скажем, что таких лидеров не только в нашей стране, но и во всём мире единицы. Так что Музыкальный театр не уникален в том, что он приглашает режиссёров. Театральный процесс идёт по пути глобализации, театральная Россия открыта всему миру. Точно так же, как и театральный мир открыт России. Нам интересно работать с разными постановщиками, это обогащает художественный язык театра.
Смотрите также:
- Худрук оперы и главный режиссер Музыкального театра встретится со зрителями →
- Театр «Саби» из Владикавказа приехал на гастроли в Карелию →
- Музыкальный театр Карелии готов к премьере →