За прошедший год учительское сообщество одержало тактическую победу над чиновниками от образования – оптимизацию сельских школ удалось пересмотреть и замедлить. В интервью «АиФ» директор Ассоциации сельских школ Карелии Зинаида Ефлова рассказала, какие школы на селе смогли спасти и почему не стоит ослаблять сопротивление.
Медленно, но верно
Антон Соловьев, «АиФ Карелия»: Зинаида Борисовна, прошло больше года с начала очередной кампании по реорганизации сельских школ.
Зинаида Ефлова: действительно, в прошлом году министерство образования предприняло попытку провести реорганизацию сельских школ, так сказать, хирургическим путём, не спрашивая жителей и не согласовывая решения с профессиональным сообществом. Такой подход вызвал справедливое возмущение, и мы выработали ряд предложений. Ассоциация сельских школ дала отрицательную оценку проекту оптимизации, подготовленному в министерстве. Тем более что документу хотели придать статус конфиденциального – то есть предназначенного для «внутреннего пользования». Министерский проект мы сочли недоработанным и дискриминационным.
– Вам удалось повлиять на процесс?
– Да, мы говорили о моратории на реорганизацию длительностью хотя бы год, чтобы провести подготовительную работу. Частично наши предложения приняли во внимание. Так, в Усть-реке реорганизация на год была приостановлена, но сейчас эту малочисленную школу всё-таки присоединяют к кривецкой школе, как и многие другие в Пудожском районе. В Пряжинском районе муниципальная власть настояла на своём и присоединила савиновскую и крошнозерскую школы к ведлозерской. Березовская школа-сад в Кондопожском районе тоже стала филиалом. То есть оптимизация под лозунгами укрупнения и филиализации всё равно проходит. Управленцы научились проводить её с меньшими скандалами. Однако вопросы и проблемы остались. Обещания муниципальных властей сохранить деревенскую школу в виде филиала вводят людей в заблуждение. Школа в деревне остаётся ещё на пару-тройку лет, а «руководят» ею уже по телефону. А это заброшенные дети и педагоги, обеспечение по остаточному принципу и сокращение штатов. И не потому, что директора плохие, а потому что они просто физически не могут справиться. Экономии от такой «оптимизации», как мы подсчитали, нет. Расчёты оптимизаторов неполноценные, односторонние. К примеру, в связи с подвозом детей не учитываются сложности поиска и оплаты труда квалифицированного водителя, стоимость бензина… «Не замечаются» дорожная усталость детей, их физические и психологические перегрузки – потери в здоровье; фактически их лишают дополнительного образования и внеурочной деятельности. Экономии нет, зато есть ухудшение ситуации. Зачем и кому это надо, я понять не могу.
Смотрят в рот
– Вы говорите, не все затраты учтены, а приняты ли во внимание расходы, которые должна нести школа, если к ней присоединяют другую школу?
– А как обстоит дело с детсадами при сельских школах?
– В более чем половине сельских школ есть детсады, но при реорганизации на дошкольников не обращают внимания. А они есть, в некоторых местах даже с прибылью. К примеру, в начальной школе учатся два-четыре ребёнка, а в детсаду уже пять-шесть детей. Но на прирост реакции нет. Волнует и строительство новых школ. В Деревянке уже сроки нарушаются, в Луусалми школа сгорела в октябре, а до сих пор сделали только обмеры.
– А на местах есть отклик на ваши предложения?
– Отчасти. Мы предложили, для начала, провести комплексный анализ системы образования в сельской местности. Этого пока нет. Считаем, что управленческие кадры нужно обучать грамотному общению с людьми, знакомить их со стратегией и тактикой планирования, с разными моделями организации образования на селе. Некоторые руководители школ откликаются на наши предложения, но к сотрудникам муниципалитетов есть вопросы: мало думают о людях, не берутся за неординарные решения, ориентированы на формальное выполнение указаний сверху.
Из пустого в порожнее
– А что вы думаете о внезапных увольнениях директоров сельских школ?
– К сожалению, такие некрасивые истории иногда происходят. Наибольшую известность за последнее время получило увольнение директоров школ в Пудоже и в Шуе. А ведь руководитель школ на селе – не просто управленец, а педагог, социальный лидер и авторитет для местных жителей, детей и учителей. Нужен общественный контроль за всеми кадровыми перестановками.
– А как вы оцениваете программу «Земский учитель»?
– Ещё один актуальный вопрос – бесплатное горячее питание младших школьников.
– В сельских школах кормят по-семейному – своих и соседских детей. Поэтому никаких тухлых сосисок или заплесневелых макарон там не бывает. Там действительно работают социальный контроль и совесть. Идея с бесплатным питанием хорошая, для многих семей на селе актуальная, если не спасительная. Опасаюсь, что, как у нас бывает, не попала бы она в очередную кампанию формализации, в нечистые руки равнодушных исполнителей-дельцов. Важно не испортить, где хорошо, в том числе жёстким и бессмысленным контролем.
Смотрите также:
- Цветы оптимизации. В какую школу придут будущие первоклассники →
- Учить или экономить? Сельские учителя предложили свою реформу →
- Образование за свой счет. Право, за которое надо платить →