Липовая бухгалтерия оптимизации. Чиновники от образования не умеют считать

Алексей Витвицкий / АиФ

За прошедший год учительское сообщество одержало тактическую победу над чиновниками от образования – оптимизацию сельских школ удалось пересмотреть и замедлить. В интервью «АиФ» директор Ассоциации сельских школ Карелии Зинаида Ефлова рассказала, какие школы на селе смогли спасти и почему не стоит ослаблять сопротивление.

   
   

Медленно, но верно

Антон Соловьев, «АиФ Карелия»: Зинаида Борисовна, прошло больше года с начала очередной кампании по реорганизации сельских школ.

Фото: Из личного архива/ Мария Голубева

Зинаида Ефлова: действительно, в прошлом году министерство образования предприняло попытку провести реорганизацию сельских школ, так сказать, хирургическим путём, не спрашивая жителей и не согласовывая решения с профессиональным сообществом. Такой подход вызвал справедливое возмущение, и мы выработали ряд предложений. Ассоциация сельских школ дала отрицательную оценку проекту оптимизации, подготовленному в министерстве. Тем более что документу хотели придать статус конфиденциального – то есть предназначенного для «внутреннего пользования». Министерский проект мы сочли недоработанным и дискриминационным.

– Вам удалось повлиять на процесс?

– Да, мы говорили о моратории на реорганизацию длительностью хотя бы год, чтобы провести подготовительную работу. Частично наши предложения приняли во внимание. Так, в Усть-реке реорганизация на год была приостановлена, но сейчас эту малочисленную школу всё-таки присоединяют к кривецкой школе, как и многие другие в Пудожском районе. В Пряжинском районе муниципальная власть настояла на своём и присоединила савиновскую и крошнозерскую школы к ведлозерской. Березовская школа-сад в Кондопожском районе тоже стала филиалом. То есть оптимизация под лозунгами укрупнения и филиализации всё равно проходит. Управленцы научились проводить её с меньшими скандалами. Однако вопросы и проблемы остались. Обещания муниципальных властей сохранить деревенскую школу в виде филиала вводят людей в заблуждение. Школа в деревне остаётся ещё на пару-тройку лет, а «руководят» ею уже по телефону. А это заброшенные дети и педагоги, обеспечение по остаточному принципу и сокращение штатов. И не потому, что директора плохие, а потому что они просто физически не могут справиться. Экономии от такой «оптимизации», как мы подсчитали, нет. Расчёты оптимизаторов неполноценные, односторонние. К примеру, в связи с подвозом детей не учитываются сложности поиска и оплаты труда квалифицированного водителя, стоимость бензина… «Не замечаются» дорожная усталость детей, их физические и психологические перегрузки – потери в здоровье; фактически их лишают дополнительного образования и внеурочной деятельности. Экономии нет, зато есть ухудшение ситуации. Зачем и кому это надо, я понять не могу.

Смотрят в рот

– Вы говорите, не все затраты учтены, а приняты ли во внимание расходы, которые должна нести школа, если к ней присоединяют другую школу?

– Мы считаем, что при филиализации школа, присоединяющая школы-филиалы и/или организующая подвоз детей, должна получать дополнительное обеспечение, хотя бы по действующему республиканскому нормативу для малокомплектных школ. Но, как показывает практика, часто не получает. Ещё один важный момент – требования СанПин. Губернатор Кировской области правильно предложил смягчить эти требования к сельским школам. Одно дело столичная школа, другое – на селе, где бассейна точно не построишь и где гардероб лучше расположить в удобном для пяти-десяти человек месте, а не оборудовать под него специальное помещение. Однако у нас везде одна мерка.    
   

– А как обстоит дело с детсадами при сельских школах?

– В более чем половине сельских школ есть детсады, но при реорганизации на дошкольников не обращают внимания. А они есть, в некоторых местах даже с прибылью. К примеру, в начальной школе учатся два-четыре ребёнка, а в детсаду уже пять-шесть детей. Но на прирост реакции нет. Волнует и строительство новых школ. В Деревянке уже сроки нарушаются, в Луусалми школа сгорела в октябре, а до сих пор сделали только обмеры.

– А на местах есть отклик на ваши предложения?

– Отчасти. Мы предложили, для начала, провести комплексный анализ системы образования в сельской местности. Этого пока нет. Считаем, что управленческие кадры нужно обучать грамотному общению с людьми, знакомить их со стратегией и тактикой планирования, с разными моделями организации образования на селе. Некоторые руководители школ откликаются на наши предложения, но к сотрудникам муниципалитетов есть вопросы: мало думают о людях, не берутся за неординарные решения, ориентированы на формальное выполнение указаний сверху.

Из пустого в порожнее

– А что вы думаете о внезапных увольнениях директоров сельских школ?

– К сожалению, такие некрасивые истории иногда происходят. Наибольшую известность за последнее время получило увольнение директоров школ в Пудоже и в Шуе. А ведь руководитель школ на селе – не просто управленец, а педагог, социальный лидер и авторитет для местных жителей, детей и учителей. Нужен общественный контроль за всеми кадровыми перестановками.

– А как вы оцениваете программу «Земский учитель»?

– Вопросов к программе много. Есть ощущение переливания из пустого в порожнее. Потому что она может спровоцировать переезд учителей из одной сельской местности в другую. С большой вероятностью педагоги начнут переезжать из северных районов – в южные, с востока – на запад России. В результате будут образовываться новые лакуны, причём в самых отдалённых местах. Надо оценивать ситуацию трезво: учителей сейчас не хватает повсеместно – и в сёлах, и в городах. Значит, и решения нужны иные. Программа, на мой взгляд, искажает понятие и явление «земский учитель». Кто был земский учитель в ХIХ веке? Это альтруист, высокообразованный, достаточно обеспеченный человек, пренебрегший благами цивилизации ради будущей просвещённой России. А кто сегодня будет земский учитель? Тот, кто приедет за миллионом и за лучшими условиями?

– Ещё один актуальный вопрос – бесплатное горячее питание младших школьников.

– В сельских школах кормят по-семейному – своих и соседских детей. Поэтому никаких тухлых сосисок или заплесневелых макарон там не бывает. Там действительно работают социальный контроль и совесть. Идея с бесплатным питанием хорошая, для многих семей на селе актуальная, если не спасительная. Опасаюсь, что, как у нас бывает, не попала бы она в очередную кампанию формализации, в нечистые руки равнодушных исполнителей-дельцов. Важно не испортить, где хорошо, в том числе жёстким и бессмысленным контролем.

Досье
Зинаида Ефлова – исполнительный директор Ассоциации сельских школ Карелии. Выпускница средней школы посёлка Пряжа, в 1979 году закончила историко-педагогический факультет Костромского университета, в 2002-м защитила диссертацию по вопросу подготовки будущих педагогов к работе в сельской школе.

Смотрите также: