Примерное время чтения: 6 минут
2110

Жизнь на две ставки. Как рассчитываются зарплаты учителей

Станислав Ломакин / АиФ

В школах идут последние приготовления к началу нового учебного года. С каким настроением встречают учителя 1 сентября, почему необходимо пересматривать систему оплаты труда педагогов и какие действия предпринимают профсоюзы для решения проблем педагогического сообщества, в интервью «АиФ» рассказала председатель профсоюза работников образования и науки республики Евгения Макарова.

Странная методика

Антон Соловьев, «АиФ Карелия»: Евгения Даниловна, с чем мы начинаем новый учебный год?

Фото: Профсоюзы Карелии

Евгения Макарова: Учителя ответят на этот вопрос так: «С тревогой». Педагоги не знают, какая у них будет нагрузка и что их ждёт в будущем. В профсоюз в преддверии 1 сентября поступает множество вопросов, и я вижу, что сегодня больше всего беспокоит и настораживает педагогов. Самое главное – учителя сильно перегружены. Я учитель, 25 лет проработала в школе и прекрасно знаю, что такое вести 18 часов в неделю – по три урока в день. Тогда с детьми педагог – на крыльях, дети его видят и радуются вместе с ним, готовы осваивать новые формы и методы учёбы. Но когда в день шесть или семь уроков, то сил никаких уже не остаётся. Но ведь при работе на ставку учителя получают зарплату такую же, как технические работники. То есть 20 – 22 тысячи. Целевой показатель зарплаты, установленный указами президента, у учителя будет только в том случае, если он работает на полторы-две ставки.

Могут быть ещё стимулирующие доплаты, однако к педагогам сегодня предъявлены серьёзные требования. Прежде всего, необходимо сделать наше образование конкурентоспособным – Россия должна войти в десятку лучших стран. Педагоги должны внедрять новые методы обучения, замечать и развивать способных и талантливых ребят, создавать безопасную цифровую среду. В детских садах надо обеспечивать условиях раннего развития, а в профобразовании – внедрять ориентированные на практику и к тому же гибкие программы обучения. Половина учителей должны быть вовлечены в национальную систему профессионального роста. А при большой нагрузке разве можно такие задачи выполнить?

– Странная ситуация.

– Действительно, педагогическим работникам совершенно непонятна та методика Росстата, по которой рассчитывается средняя зарплата. А рассчитывается она на образовательную организацию, муниципалитет и регион. Если посмотреть на данные статистики за 2018 и 2019 годы, то картина прекрасная. По Карелии средняя зарплата учителей – 44,228 тысячи, в 2018 году было 34,272 тысячи. По официальным данным всё хорошо, но люди массово пишут письма и президенту, и в министерство образования. Например, у работающего на ставку учителя высшей категории зарплата – чуть больше 23 тысяч рублей.

– И что делать?

– Пересмотреть методику исчисления заработной платы исходя из тех выплат, что входят в структуру оплаты при работе на ставку.

Неравное распределение

– А что касается окладов?

– В районах оклады учителей – от 9 до 12 тысяч. Самые большие в Кондопожском – с 2019 года двенадцать с небольшим. За счёт чего установили такой оклад? Ежегодно в декабре отраслевой профсоюз в совместной работе с министерством издают рекомендации, но рекомендации, обязательные к применению. Они помогают правильно распределить тот фонд, который по нормативу поступает в каждое образовательное учреждение. И там установлено, что оклад – постоянная и гарантированная часть зарплаты – должен составлять 70% от фонда. Но в нашей республике такого нет практически нигде. В результате в коллективах возникает недопонимание, связанное с неравным распределением фонда заработной платы. Практика показала, что система оплаты труда, установленная после отмены единой тарифной сетки с 2009 года, далеко несовершенна и вызывает негативную реакцию тех, кто работает без лишней нагрузки.

– Какие шаги предпринимают профсоюзы?

– 16 сентября в Госдуме будут слушания по бюджету, профсоюзы подготовили требования изменения системы оплаты труда и пересмотра существующей методики расчёта средней зарплаты. Она непонятна, вызывает раздражение и тревогу. Как считают? Для кого считают? Ещё одно важное требование – индексация заработной платы. Она пока что не предусмотрена. Статус работника образования – это статус образования в целом. Власть наконец-то должна понять, что надо менять систему оплаты труда. Согласно программе-минимум нашего профсоюза, на федеральном уровне нужно установить базовые ставки и оклады. А программа-максимум говорит об установлении единых принципов государственных гарантий по оплате труда. Оклад должен быть не меньше двух МРОТ.

Больше половины учителей в школах – люди пенсионного и предпенсионного возраста. Один-два молодых в лучшем случае. В университете мы готовим педагогические кадры, а в школах их нет.

– Чем оборачивается такая ситуация с оплатой труда учителей?

– Тем, что молодёжь в учителя не идет. Больше половины учителей в школах – люди пенсионного и предпенсионного возраста. Один-два молодых в лучшем случае. В университете мы готовим педагогические кадры, а в школах их нет. И нет мужчин, в которых школы очень нуждаются. Более того, теперь многие учителя, доработав до педагогической пенсии, но способные ещё работать, стали уходить. Такого раньше не было.

Необъяснимые поступки

– Одно время широко обсуждали обилие документов, которые приходилось готовить учителям.

– Да, вопрос избыточной отчётности так и не решён. Есть масса документов, которые обязаны еженедельно и ежемесячно готовить учителя. В рекомендациях профсоюза, согласованных с министерством, указано: в должностных обязанностях учителя должно быть только участие в разработке учебных программ и ведение журналов и дневников учащихся в электронном виде. Всё. Такие обязанности необходимо прописать в коллективных договорах.

– Что ещё сегодня беспокоит педагогическое сообщество?

– Необъяснимые поступки со стороны власти. К примеру, в июне Александр Чепик внёс в Законодательное собрание законопроект в том числе по изменению поддержки педагогов на селе. Но ведь с 2005 года нормативные акты, которые переданы в ведение региона, не должны ухудшать положение тех, кого они касаются. Кроме того, 100% компенсацию оплаты коммунальных услуг мы прописали в законе об образовании. В 2016 году в республике уже пытались заменить льготу на фиксированную выплату, но мы этого сделать не позволили. В 2019 году снова попытались, и мы снова не дали – законопроект был внесён без согласования с профсоюзами, а это уже прямое нарушение Трудового кодекса.

– Но есть ли хорошие новости?

– Срывов начала учебного года не будет. Потому что впервые в республике на подготовку к учебному году пошли очень большие суммы – до 800 миллионов рублей, из которых 100 миллионов выделено на замену теплоузлов, утепление фасадов и новые окна. К тому же муниципалитеты получили деньги на устранение нарушений, которые нашли надзорные органы.

Досье
Евгения Макарова – председатель рескома КРО профсоюза работников народного образования и науки. Закончила КГПИ, проработала учителем в Суоярвской школе 25 лет. Отличник народного просвещения. В 1995 году избрана на руководящую должность в профсоюз работников образования и науки.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах