Завтра в школу не пойдем. Молодые учителя уходят из профессии

По давней традиции перед началом учебного года в нашей стране проводятся педагогические советы. Время изменило формат мероприятия. В Петрозаводске состоялся общественно-педагогический форум «Образование: новые задачи, новые возможности». На «круглом столе», участники которого обсудили стратегию развития образования, разговор получился живым и дискуссионным.

   
   

Ищите кадры

Самой обсуждаемой проблемой традиционно была кадровая. В Карелии на сегодня порядка 170 вакансий. Учитывая, что учителя работают на 1,5-2 ставки, на самом деле эта цифра значительно больше. По статистике только 70% из числа поступивших в педагогические вузы получают дипломы об окончании, а «доходят» до школы еще меньше.

Фото: Из личного архива/ Валерия Самойлова

«Мы просто разрываемся. Нам звонят директора, завучи, на нас выходят через знакомых с просьбой распространить информацию о педагогических вакансиях, – говорит председатель совета молодых педагогов республики Валерия Самойлова. – Мы очень ждем помощи сельскому учителю с жильем в районах».

Конечно, в республике действует закон о предоставлении молодым специалистам земельных участков, о возмещении затрат на коммунальные услуги. Молодой специалист по истечении первого года работы в сельской школе имеет право на получение подъемных в размере 20 тысяч рублей. Однако кадровый голод с каждым годом все увеличивается.

Заместитель директора по научно-методической работе средней школы №14 Диана Миролюбова заострила внимание еще на одной проблеме. Под предлогом оптимизации и экономии начинают сокращать ставки психологов, не берут логопедов. В это же время растет численность детей-инвалидов, особенно в сельских школах. Специалистов, которые работают с этими детьми, к сожалению, нет.

Цифровизация в теории…

И. о. первого заместителя министра образования республики Наталья Кармазина рассказала об основных стратегических направлениях развития системы образования республики в рамках реализации национальных проектов. В частности, она отметила, что будет существенно укреплена материально-техническая база петрозаводских школ-интернатов, реализующих адаптивные программы.

Фото: Из личного архива/ Наталья Кармазина

«В 2019 году мы подали заявку на точки роста, – говорит Наталья Кармазина. – 30 школ из районов Карелии прошли конкурсный отбор. Будет создано новое образовательное пространство, эти школы получат современные компьютеры».

   
   

Совсем недавно цифровизация образования казалась далекой мечтой, сегодня – это реальность. Ожидается, что в следующем году каждая школа в республике получит новое современное оборудование для реализации модели цифровой образовательной среды.

… и на практике

Участники совещания также делились опытом внедрения современных технологий обучения. Например, директор Летнереченской средней общеобразовательной школы Беломорского района Людмила Черемисина рассказала об опыте внедрения региональной инновационной площадки.

В 2016 году педагогический коллектив школы пришел к пониманию необходимости интеграции очного обучения в классе и современных цифровых возможностей. Новый вид обучения предусматривает чередование компонентов очного и дистанционного образования.

Ученик не получает готовый материал на уроке, а только ссылку любым способом – либо по электронной почте, в социальной сети, либо через электронный журнал – для предварительной теоретической подготовки дома.

Фото: Из личного архива/ Людмила Черемисина

«Электронные ресурсы подбираются либо в сети Интернет,– рассказывает руководитель, – либо создаются самими педагогами, что удобнее, практичнее, мы так и делаем. Удобнее, потому что при подготовке собственного материала на социальных платформах учителю проще видеть обратную связь».

Так высвобождается время для групповой, парной, индивидуальной работы, которая подразумевает практическое применение дистанционно усвоенной информации: решение задач, выполнение минипроектов, экспериментов и исследований.

«Идет учет индивидуальных образовательных потребностей, ритма и темпа освоения  учебного материала каждым ребенком, – продолжает Людмила Ивановна. – Учитель становится помощником ученика. Конечно же, происходит трансформация самого стиля педагога – переход от простой трансляции знаний к интерактивному взаимодействию педагога с детьми».

Смотрите также: