Сегодня у всех на слуху скандал, разразившийся в Англии, о покушении на Сергея Скрипаля. Точка в нем еще не поставлена, и узнаем ли мы всю правду об этом деле - неизвестно. Спецслужбы всех стран не очень любят раскрывать свои секреты. Разве что по прошествии долгого времени они допускают в свои архивы ученых-историков, которые в своих трудах рассказывают нам, чем на самом деле занимались штирлицы.
Примеры тому есть и в Карелии. В нашей республике - в одном из немногих регионов страны - активно изучается история спецслужб. Множественное число здесь употреблено не случайно: наше пограничное положение, естественно, подразумевает интерес к работе органов Финляндии.
Очередная страница этой истории открыта с выходом новой книги доктора исторических наук, профессора ПетрГУ Сергея Веригина «Противостояние: борьба советской контрразведки против финских спецслужб (1939-1944)». Монография полна историческими фактами и подробностями, но сам автор отмечает, что для него было важно показать военные события через людей.
Эйнар Лайдинен
Начать, однако, нужно не с героев книги, а практически с соавтора. «Противостояние» - это книга-продолжение. Первая работа называлась «Финская разведка против Советской России. Специальные службы Финляндии и их разведывательная деятельность на Северо-Западе России (1914-1939гг.)» и была написана Веригиным в соавторстве с Эйнаром Лайдиненым, тоже историком, но еще и кадровым офицером.
С 1979 по 2006 годы он служил в КГБ/ФСБ, так что прекрасно представлял специфику работы изнутри, имел доступ к документам, а также он, финн по национальности, свободно владел финским языком и мог изучать их литературу. В конце своей карьеры в органах госбезопасности Лайдинен задумался, чем заниматься дальше и даже был несколько смущен, получив от Сергея Виригина предложение защитить кандидатскую диссертацию в Петрозаводском университете. Естественно, что темой его изысканий стала история спецслужб. Так началась их совместная работа.
Интересно, что в других странах многие разведчики, выходя в отставку, также начинают заниматься наукой и, в частности, историей. Так Эйнар Петрович, уже став историком, написал несколько совместных работ с такими же отставниками финских спецслужб Эльфвенгреном и Косоненом. Их книга была опубликована в Суоми в 2010 году и была высоко оценена специалистами как по ту, так и по эту стороны границы.
Но самое, пожалуй, ценное, что сделал Эйнар Лайдинен для нас и науки - это его работа в комиссии по рассекречиванию архивных документов. «Многочисленные архивные источники, ранее находившиеся под грифом «Секретно», стали доступны исследователям, и они смогли приступить к изучению прежде закрытых по идеологическим соображениям проблем», - написал в предисловии к новой книге Сергей Веригин. В 2011 году Эйнара Лайдинена не стало.
Степан Гуменюк
Проиграв Зимнюю войну, финны сделали стратегические выводы о важности разведки, особенно дальней, то есть групп или отдельных разведчиков, которых забрасывают далеко в тыл противника. Для подготовки таких кадров необходимы были разведшколы, которые и были созданы финнами во время Второй мировой войны или войны-продолжения, как ее называют в Суоми. Самая мощная разведшкола была создана в оккупированном Петрозаводске. Один пункт школы находился в Косалме. Были и две школы поменьше - рованиемская и суомуссалмская. Внедрить своих людей в эти школы, а лучше уничтожить совсем - было одной из важных задач советской контрразведки. Уничтожить не удалось, а вот с внедрением контрразведчиков получилось лучше. Самым успешным внедрением историки считают работу в Петрозаводской школе Степана Дмитриевича Гуменюка.
Он был заброшен на финскую сторону в марте 1942 года. Легенда, подготовленная нашим Особым отделом, сработала идеально. Было решено не менять его биографию. Гуменюк был родом с Украины, которая к тому моменту уже была захвачена немцами, что означало, что его родственников найдут и всю информацию о нем проверят. Кроме того, Степан Гуменюк отсидел небольшой срок за растрату, это достоверно объясняло, почему он невзлюбил советскую власть. Особо финнов заинтересовало то, что он служил в одной из частей Беломорского гарнизона. После тщательной проверки ему поверили и зачислили в Петрозаводскую разведшколу под псевдонимом Александр Морозов.
Пришло время выполнить разведывательно-диверсионное задание. Его решили забросить в Беломорск. Гуменюк должен был не только собрать все возможные сведения о расположенных там советских войсках, но и взорвать штаб Карельского фронта. Явившись после заброски в Особый отдел карельского фронта, он подробно рассказал все, что знал о разведшколе, а также сообщил, что финнам известно, в каком здании располагается штаб фронта. Благодаря этой информации был принят ряд важных решений, в частности, о передислокации штаба.
Оставалось решить задачку - как сделать так, чтобы финны вновь поверили вернувшемуся Гуменюку и его дезинформации. Важную часть задания - взрыв штаба - он ведь не выполнил. Тогда командующий Карельским фронтом генерал Валериан Фролов придумал инсценировку. На окраине Беломорска был устроен взрыв складов с боеприпасами. Конечно, снаряды оттуда заблаговременно вывезли. Тем не менее, спектакль с взрывом и пожаром удался на славу. Место происшествия быстро оцепили и особо любопытных туда не пустили, но слухи о диверсантах поползли по окрестностям.
Финны снова тщательно проверяли вернувшегося Степана Гуменюка. Информацию о диверсии на складе проверили даже с помощью аэрофотосъёмки и снова поверили. Агента даже наградили медалью «За заслуги» второй степени и еще долго ставили в пример в разведшколе как успешного разведчика.
Алексей Орлов
Еще одно имя нельзя забыть, говоря о работе спецслужб во время Второй мировой войны. Алексей Михайлович Орлов стал легендой разведки. До войны он работал участковым в заонежском районе республики. Он хорошо знал людей, а местность - как свои пять пальцев. Это и помогло его группам доставить противнику много неприятностей.
Например, в 1943 году отряд «Мстители», куда входил Орлов, разгромил штаб в деревне Липовицы, а затем и полицейский гарнизон в деревне Ламбасручей. Были уничтожены как сами полицейские, так и чиновники, приехавшие выдавать новые паспорта местным жителям. При выходе из тыла были уничтожены 10 солдат карательного отряда.
Перечисление всех заслуг Алексея Орлова займет слишком много места. Его уникальность признавали и сами финны. Зная, что где-то на их территории находится разведчик, они объявляли награду за его голову, но поймать его так и не удалось. Орлов 11 раз забрасывался в тыл врага и провел там, в общей сложности, почти год - 325 дней. В 1944 году Алексей Орлов организовал в Заонежье партизанский отряд из 43 человек, который воевал там вплоть до освобождения района Красной армией. Уже после войны Алексей Михайлович был награжден высшей советской государственной наградой - орденом Ленина.
Чтобы помнили
Имен и историй в книге «Противостояние: борьба советской контрразведки против финских спецслужб (1939-1944)» найдется еще очень много. Историй разных, как сами люди. Сергей Веригин говорит, что противник в той войне у нас был сильный и умный. И у них, и у нас были как успехи, так и провалы. Люди редко в своей жизни руководствуются только лозунгами или идеями. Им приходится выживать. Выживать в условиях войны. Главное, чего удалось добиться нашей контрразведке - это не допустить крупных диверсий, которые могли бы существенно повлиять на ситуацию на Карельском и Ленинградском фронтах.
Смотрите также:
- Король Карелии. Англичанин Филипп Вудс чуть не стал карельским монархом. →
- О них просто забыли. Финны в поисках социалистического Эльдорадо →
- Архивы не врут. Боевые лоси в Карелии: правда или вымысел? →