Отдых только под ключ. Активных туристов никто не ждет

Тропа «Удивительное рядом» в Костомукшском заповеднике. © / Александр Мисаилов / Из личного архива

Наши соотечественники всё чаще отказываются от лежания на диване и всё больше хотят активного отдыха. Однако во многих регионах – и Карелия не исключение – инфраструктура для самостоятельных путешествий не развита. О том, как исправить положение, в интервью «АиФ» рассказал председатель «Сообщества активных путешественников» и создатель карты лучших мест Карелии Константин Волков.

   
   

Вас нет

Антон Соловьев, «АиФ Карелия»: Константин, чего не хватает туристической отрасли в республике?

Фото: Из личного архива

Константин Волков: Давайте сначала разграничим активный туризм и туризм организованный. С организованным туризмом всё более-менее хорошо. Он развивается на коммерческих принципах, люди приезжают за отдыхом, что называется, под ключ. Но вот с активным – или самостоятельным – туризмом всё не так однозначно. Путешествующих самостоятельно не замечают, как будто их не существует. Таких туристов толком не учитывают, для них ничего не делают.

– Почему так?

– Потому что в случае организованного туризма всё понятно. Нужно построить дорогу, нужно построить гостиницу, туристы приедут и привезут деньги. А в случае активных туристов не ясно, какие деньги они могут привезти. Приедут, поживут в палатках и уедут. А ведь их не мало. Однако сдвиг всё-таки произошёл и о таких путешественниках стали думать.

– Опять-таки по каким причинам?

– Тенденция такова, что теперь разные виды туризма всё больше комбинируются. Не стало чисто активного туризма и только организованного. Сейчас можно остановиться в домике и в то же время отправиться по какому-нибудь маршруту. Однако главное, что государство осознало, что у активных туристов в корне отличное отношение к природе. Не такое, как у рыбаков, которые приезжают на джипах к самому берегу, ловят рыбу с эхолотом и уезжают, оставляя после себя бутылки и мусор.

   
   

– Что же нужно для развития активного туризма?

– Во-первых, необходимо создать информационную систему, которая позволила бы любителям такого отдыха получить представление о том, куда можно отправиться и как можно провести время. Сейчас путешественники едут по рекомендациям, по каким-то обрывочным сведениям, собранным как-то и откуда-то. Есть, конечно, отзывы в соцсетях, но они очень эмоциональны и субъективны. А вот, к примеру, у норвежцев есть отличный сайт, где все маршруты по стране описаны и структурированы. Причём сайт очень функциональный: на карте можно выбрать регион, куда поедешь, а затем подобрать маршрут по сложности, дальности, обустройству.

– Вы начали решать эту проблему?

– Да, в рамках нашего проекта «Карта лучших мест Карелии» мы стали создавать такую информационную систему, в которую мы вносим пешеходные тропы и маршруты.

Обустроить и вовлечь

– Но это не единственная проблема?

– Да, вторая проблема серьёзнее, в том числе с точки зрения затрат. Нет инфраструктуры для активного туризма: сети домиков для ночлега и отдыха, сети обустроенных маршрутов. Нечто подобное есть в национальных парках, но их по сути в Карелии только два: Паанаярви и Водлозерский парк. Костомукшский ещё создаётся, а Ладожские шхеры существуют только на бумаге. Согласитесь, с нашей непредсказуемой погодой лесные домики значительно упростили бы активный туризм, и, кстати, не каждый хочет идти в поход с палатками. Остановиться в таком домике дешевле, чем в гостинице или на турбазе. К тому же можно вступить в туристическую ассоциацию, и цена будет вдвое меньше.

– Вы сказали, вторая проблема, но есть ещё и третья?

– Сейчас нет организаций, которые вовлекали бы людей в активный туризм. Поэтому мы хотим осуществить ещё один проект, в рамках которого планируем организовывать открытые путешествия. Команда волонтёров будет собирать людей в походы, принять участие в них смогут все желающие любого возраста. Сбор денег – только на еду и транспорт, проект некоммерческий.

Другие люди

– А советский опыт здесь может быть полезен?

– В советское время туризм пропагандировали, причём туризм на общественных началах и прямо со школы. Потом наступил провал, но сейчас идёт возрождение. Потому что туризм формирует более правильное отношение к жизни и природе. Здоровье немаловажно, но, на мой взгляд, в первую очередь важно отношение к природе. Люди начинают смотреть на неё не с потребительской точки зрения, а с партнёрской. Когда человек видит, насколько хороша чистая природа и насколько плоха – загрязнённая, то отношение уже будет совсем иным.

Чем выше становится транспортная доступность, тем больше появляется интересных объектов.

– Мы не возлагаем излишне больших надежд на туризм в Карелии, не переоцениваем республику?

– В плане экономики? Сложно сказать. В южной части, в Приладожье, он развивается очень хорошо. Потому что Питер, потому что трафик, «Ласточка» уже ходит. И чем выше становится транспортная доступность, тем больше появляется интересных объектов. На севере развитие идёт труднее, но, на мой взгляд, у Беломорья большой потенциал. Поэтому ожидания вполне оправданы.

Досье
Константин Волков – председатель некоммерческой организации «Сообщество активных путешественников». Основатель и директор IT-компании, руководитель проекта «Карта лучших мест Карелии». Окончил математический факультет ПетрГУ. Женат, воспитывает двух сыновей.

Смотрите также: