В начале 2016 года в нашей стране начала работу сеть детских технопарков «Кванториум». В регионах уже создано 53 центра, в которых выращивают будущих авиаконструкторов, робототехников и ракетостроителей. С 1 сентября к развитию петрозаводского «Кванториума» приступила Ксения Сазонова. В интервью «АиФ» специалист рассказала о принципиально новой системе технического образования, разработках учеников и системе подготовки педагогов.
Новая модель
Антон Соловьёв, «АиФ Карелия»: Ксения Аркадьевна, все говорят об упадке дополнительного образования и никто – о том, что в стране создана его новая модель. Расскажите, пожалуйста, в чём она заключается.
Ксения Сазонова: Во-первых, обучение в технопарках «Кванториум» выстроено по проектному принципу. Ребята совместно с преподавателем разрабатывают проекты, а в конце года – защищают. А во-вторых, решают комплексные технологические задачи, запрос на решение которых делают промышленные предприятия и научные организации.
- Задачи реальные? То есть те, в решении которых предприятия или учреждения испытывают потребность?
- Да. К примеру, музей изобразительных искусств Карелии поставил перед ребятами задачу разработать интерактивное приложение для сенсорных мониторов, которые установлены в музейных залах. Ребята с задачей успешно справились. Теперь любой посетитель музея может в игровой форме познакомиться с музейной коллекцией, собрав пазл из фрагментов картин, которые представлены в музее. Другой пример – беспилотные тримараны на солнечных батареях, скользящие по поверхности озера и считывающие данные о биоресурсах водоёма. Заказ на разработку мы получили от Института водных проблем cевера КарНЦ РАН. Ещё один пример – ребята разработали приложение, которое позволяет при помощи мобильного телефона заносить в базу и отмечать на карте несанкционированные свалки мусора или несанкционированные вырубки. Идёте по лесу, видите кучу мусора и просто делаете несколько нажатий на экране телефона. Надзорные органы мгновенно получают информацию о нарушении.
- То есть ребята в технопарке нацелены на создание готового продукта?
- Именно так.
- Как удалось создать такой технопарк?
- Мы – центр развития дополнительного образования – подали заявку и оказались в числе тех регионов, которым дали добро на создание детских технопарков. Так мы получили федеральную субсидию. Однако они предназначены только для приобретения высокотехнологичного оборудования. Кстати, многие образцы такого оборудования в республике – в единичном экземпляре. К примеру, 3D-принтеров в таком количестве в Карелии нигде нет.
- Какие результаты первого года?
- Более 20 проектов, которые реализовали наши воспитанники. И стали победителями на разных конкурсах – от городских до федеральных, в том числе конкурсах «Кванториума». А ведь «Кванториум» это 60 технопарков, в каждом из которых обучается порядка 800 детей. Одно из последних достижений – модель пилотируемой орбитальной станции. Она начинена целым рядом систем, которые есть у настоящих космических станций: поддержки температуры воздуха, имитации дыхания, нейтрализации углекислого газа. Всё разработано нашими учениками. К примеру, в основе системы, имитирующей дыхание человека, лежит химическая реакция – взаимодействие соды и кислоты. Компьютерная программа включает электромотор, тот подаёт воду в смесь реагентов, и в воздух начинает выделяться CO2. Теперь ребята примут участие в международном конкурсе детских инженерных команд.
- А вы не боитесь вырастить узколобых специалистов, которых кроме роботов и квадрокоптеров ничего больше не интересует?
- Боимся. Поэтому-то в сети детских технопарков, в том числе и в нашем, действует программа развития общекультурных компетенций – ведь ребёнок должен получать разностороннее развитие. Она состоит из различных недель. Неделя искусства, неделя театра, неделя экологии, неделя регионального развития. И в рамках таких недель ребята решают самые разные комплексные задачи, встречаются с людьми из мира искусства, ходят в театры, посещают музеи.
Всё под контролем
- Все направления не то что новые – инновационные. Откуда вы взяли педагогов?
- Технопарк создан не с нуля, а на базе ресурсного центра, в котором уже работали высококлассные специалисты. Это во-первых. А во-вторых, среди студентов математического и физико-технического факультетов есть увлечённые молодые люди, которые к тому же готовы обучать школьников. Однако оказаться среди преподавателей технопарка не так-то просто – необходимо пройти серьёзный отбор. Первый этап – анкетирование. Оно позволяет оценить знания и опыт претендента. Проводим его не мы, а федеральный оператор. Он находится в Москве. Прошедшие отбор едут на образовательную сессию. Чаще всего она проходит в Сколково. Там будущие педагоги получают софт- и хард-компетенции.
Ещё один пример – ребята разработали приложение, которое позволяет при помощи мобильного телефона заносить в базу и отмечать на карте несанкционированные свалки мусора или несанкционированные вырубки. Идёте по лесу, видите кучу мусора и просто делаете несколько нажатий на экране телефона. Надзорные органы мгновенно получают информацию о нарушении.
- Софт- и хард-компетенции?
- Именно так. Софт-компетенции – по-нашему мягкие или гибкие навыки и умения. Общение, подход к каждому ученику, работа в команде и даже сопереживание за свой проект и результат. Хард-компетенции – работа с техническим оборудованием и компьютерными программами.
- А дальше?
- А дальше будущие педагоги подтверждают приобретённые знания. Каким образом? Либо самостоятельно ставят техническую задачу – комплексную и приближенную к жизни, либо решают задачу, предложенную специалистами Сколково. И только если все этапы отбора пройдены успешно, педагог может приступить к занятиям с детьми. Однако и впоследствии преподавателям предстоит еженедельное общение с федеральными тьюторами (то есть методистами – прим. ред.), которые есть по каждому направлению. Задача – обсуждение, координация и контроль за ходом реализации проектов.
Не только разговоры
- Над разговорами о технологическом развитии страны принято подсмеиваться, но будь это только разговоры, широкой сети таких технопарков нам не видать.
- Конечно, правительство давно обратило внимание на технологическое отставание страны. Поэтому оно и решило создавать такие технопарки. С целью увлечь современными технологиями и вовлечь в технологические разработки как можно больше ребят. С одной стороны. А с другой – инженеры, конструкторы и программисты – что бы там ни говорили о зависимости от нефти и газа – становятся всё более востребованны.
- Зачастую старшеклассник не может толком понять, кем ему стать. Похоже, ваш технопарк способен помочь с выбором будущей профессии.
- Конечно. Ведь в технопарке школьник может побывать в роли промышленного дизайнера, в роли программиста, в роли конструктора роботов. А в будущем мы начнём тесное сотрудничество с промышленными предприятиями республики. Ребята смогут уже в школьном возрасте понять, во-первых, какие професии востребованы, а во-вторых, готов он посвятить будущее той или иной области или нет. Опять-таки это не разговоры. В других регионах, в которых такие технопарки начали работу раньше, с нынешними воспитанниками «Кванториума» – школьниками – предприятия уже заключают так называемые отложенные трудовые контракты.
- Выходит, технопарки приспособлены под промышленность именно того города, в котором они созданы?
- Да. К примеру, в Самаре работает космическое направление, а в Тольятти – автомобильное. А у нас – авиамоделирование и судостроение. Потому что на бывшем судостроительном заводе «Авангард» строят экранопланы – высокоскоростные летающие судна, по виду скорее напоминающие самолёты, а на Онежском судостроительном заводе – разумеется, корабли. А ещё в петрозаводском «Кванториуме» учат робототехнике. Опять же потому что в городе есть завод по производству роботов-пожарных.
Смотрите также:
- Возвращение дипломата. Валерий Шлямин - о работе в Финляндии и о Карелии →
- Учить или экономить? Сельские учителя предложили свою реформу →
- В твёрдой памяти. Как инновации становятся реальностью →