Волонтер. Кому он нужен?!

Семейный центр «Вереск», руководителем которого является Екатерина Бойко, стал победителем конкурса президентских грантов. На полученные деньги в рамках проекта «Радуга на ладонях» общественники смогут подготовить особенных добровольцев: медицинских волонтеров общего профиля и медицинских волонтеров - больничных клоунов. О том, как развивается медицинское волонтерство в Карелии и кому нужны такие добровольцы, «АиФ-Карелия» рассказала руководитель проекта, практикующий психолог Екатерина Бойко. 

   
   

Естественный отбор

Марина Бедорфас «АиФ-Карелия»: Екатерина, кто такие медицинские волонтеры? И много ли желающих стать ими?

Екатерина Бойко Фото: Из личного архива/ Екатерина Бойко

Екатерина Бойко: Это особый вид добровольческой помощи, который требует специальной подготовки. В нашем проекте «Радуга на ладони» мы уже начали обучение волонтеров двух направлений: медицинские клоуны и медицинские волонтеры общего профиля. Мы уже провели два тренинга. Изначально к нам поступило 60 анкет. Но, как показывает практика - а я уже обучаю не первый набор таких волонтеров - это далеко не для всех и каждого, поэтому часть участников обязательно отсеется. В прошлом потоке было 50 заявок, к финалу пришли только 8. И такой отсев - это нормально. Наша задача - рассказать о сложной работе медицинского волонтера.

- Кто может стать медицинским волонтером или клоуном?

-  Волонтером может стать совершенно любой человек, независимо от возраста, пола, профессии и статуса. Сейчас мы добровольцев набираем с 19 лет (в других направлениях другой возрастной ценз). Студенты, как правило, очень активны и мотивированы. Но я бы этот возрастной ценз подняла. Как правило, у молодых людей очень быстро меняются интересы. И это нормально для их возраста. Хотя во время обучения студенты могут получить важные навыки, которые пригодятся им в профессии и в жизни вообще.

- Почему, например, профессиональный педагог не может прийти в больницу и начать работать с больными детьми?

- И не только педагог не может, и врач не сможет без специальной подготовки. Мы обучаем волонтеров около полугода. Это сложный и длительный процесс. Что касается подготовки больничных клоунов, то там еще сложнее, там есть образ, характер, должна быть история, костюм. Новый проект еще интересен тем, что не только практикующие психологи обучают волонтеров, у нас будут мастер-классы по актерскому мастерству, на которых добровольцы научатся работать и владеть своим голосом, а также поймут и почувствуют свое тело. Оно ведь у клоуна должно быть очень пластичным, и наши участники должны уметь им управлять.

   
   

Отголосок профессии 

- Зачем вам все это нужно?

- С 2001 года я ушла в психологию из педиатрии, а с 2005-го я работаю с волонтерами. Для меня лично - это, конечно, отголосок моей первой профессии. Я знаю изнутри, что происходит в больницах. И мне очень важно донести главную мысль, главную идею, для чего все это нужно, для кого и почему работают волонтеры. Даже на примере тех добровольцев, которые просто собирают средства на лечение. Они собрали деньги, отдали их семе, а ребенок умер… Зачем тогда все это нужно, если никого не спасти?! И этот вопрос часто возникает. Мы должны понимать, что не боремся с болезнью, со смертью, мы - свидетели жизни, мы утверждаем жизнь, мы здесь и сейчас. Ребенок сейчас жив, и мы подтверждаем это, находясь рядом. И такое понимание помощи - оно подходит всем, кто связан с медицинским направлением, в том числе и для тех, кто собирает средства.
Медицинские клоуны и волонтеры добавляют особую струю в больничную жизнь ребенка: игру, радость, разговор, внимание, улыбку. Да, в больнице, но несмотря на это - жизнь и там продолжается. 
Вы знаете, один пациент в тяжелой последней стадии рака позвал волонтера. Он ничего не видел, но ему очень хотелось поговорить. Доброволец не понимал, о чем он будет с ним и как разговаривать. А больной просто спросил: что там сейчас за окном происходит. Ему просто хочется знать, как там и что.

Просто про жизнь…

- Этот вид волонтерства точно не для каждого….

- Это так, бесспорно. Для кого-то медицинское волонтерство - это определенный этап в жизни, испытание себя. Но мы всегда на первых тренингах беседуем с пришедшими и спрашиваем, а почему они решили помогать? Варианты ответов самые разные. Но если человек понимает,  что он хочет быть полезным, хочет получить какое-то признание, то он выполняет свою задачу и работает качественно, профессионально.  Каждый тренинг по подготовке медицинских волонтеров заканчивается «экзаменом». Как правило, это конец мая, и 1 июня, в «День защиты детей», мы устраиваем нашим клоунам испытание: выходим в детскую поликлинику или в парк -  это возможность для волонтеров поработать в образе, попробовать себя. 

- Чем отличается волонтерство за границей и в России?

Больничные клоуны Фото: АиФ/ Людмила Алексеева

- За границей часто больничные клоуны - профессия, за которую платят деньги, поскольку там признано, что это эффективная форма реабилитации. И медицинские клоуны являются частью процесса выздоровления, а значит, они должны быть профессионалами.  У нас пока такого подхода нет. Кстати, больничные клоуны хорошо влияют не только на пациентов, но и на медицинских сотрудников и врачей, которые могут увидеть реальные результаты клоунотерапии. У нас медицинских волонтеров очень мало. Мы не можем пока обеспечить все потребности юных пациентов во всех отделениях больниц.

Медики оценили

- Готовы ли карельские медики с вами сотрудничать, пускать клоунов в больницы?

- Процесс непростой, но он идет. Сначала нас никуда не хотели пускать. Мы пришли с улицы и внедряемся в устоявшуюся систему. Кому это понравится?! Но сейчас мы сотрудничаем с детской республиканской больницей, нас пригласили туда поработать, посещаем пациентов гематологического отделения. В рамках проекта «Радуга на ладони» мы не только обучаем волонтеров, также будут разработаны документы, которые регламентируют права и обязанности волонтеров, и соглашения с учреждениями здравоохранения. Это тоже важный момент.

- Всегда ли клоуны желанны в больнице?

- Конечно, нет. Некоторые пациенты или родители детей, которые находятся в палате, не хотят общаться с клоунами. Они хотят укрыться в «своем мире», и любое вмешательство в их пространство вызывает агрессию. Бывает, клоунов даже «посылают». Но ведь это тоже реакция. Вот он находится в больнице, все в себе: чувства, эмоции, негодование…, а тут клоун пришел. И он выплеснул свою отрицательную энергию на волонтера. Наш главный принцип - не навязываться. Если пациент - подросток, то не стоит бояться. Они часто активны, включаются в беседу, отвечают. Просто для каждого возраста есть свои приемы, фишки. Также и с малышами, которые не говорят, с ними работают через родителей.  Больничный клоун расслабляет, снимает напряжение. Это может способствовать успешному лечению.

 - Помимо руководства «Вереском», вы еще практикующий психолог. Часто ли людям нужна помощь такого профессионала? 

- Я убеждена: человек устроен так, что его психика может справиться почти со всем самостоятельно. Конечно, есть ситуации, в которых помощь психолога необходима. К сожалению, сейчас стало просто модно ходить к психологу, а псевдопрофессионалы на этом зарабатывают деньги. Лично я очень дорожу своим профессионализмом, уверена, что настоящий психолог может помочь по-настоящему. 

 

Досье
Екатерина Бойко родилась в Петрозаводске, закончила медицинский факультет Петр ГУ, психологический факультет КГПА, а затем прошла профессиональную переподготовку по гештальт-терапии (направление психотерапевтической практики). Сейчас практикующий психолог, гештальт-терапевт, директор «Семейнного центра «Вереск». С 2017 года также исполнительный директор Карельского фонда развития образования.

Смотрите также: