Школа, которую мы потеряли. Строители опасаются токсичного контракта

Строительство современной и большой школы в Петрозаводске, в которой очень нуждаются жители новых жилых комплексов на Древлянке, находится под угрозой срыва. Возводить здание почти за один миллиард рублей никто не захотел – на прошедшие торги ни одна строительная компания не подала заявку. Если через год школу не построят, деньги будут возвращены в федеральный бюджет.

   
   

Никто не пришёл

Пока что школа существует только в проекте. В школе на 1350 учеников предусмотрено 45 только учебных классов и пять спортивных залов, а также стадион, тренажёрный зал и тир. В медицинском блоке продуманы кабинет врача, процедурная, прививочный и стоматологический кабинеты. Блок начальной школы разделён на три зоны: для занятий, игр и сна. Наконец, вокруг школы в проекте разбиты газоны, есть место для подвижных игр и ещё – зоны отдыха и садоводства.

К августу проект прошёл госэкспертизу – можно было объявлять аукцион на право возведения здания. Однако тогда потребовалось внести проект в реестр министерства строительства как экономически эффективный, а после – в адресную инвестиционную программу республики. Продиктованы такие требования были источниками финансирования. Больше 900 миллионов рублей давали из бюджета страны, недостающую сумму до изначальной стоимости школы в 1 миллиард 153 миллиона рублей должны были софинансировать из республиканской казны.

Всё сделали к началу ноября. Тогда управление капитального строительства объявило конкурс, но его возможные участники были неприятно удивлены. Из условий контракта исчезла поставка школьного оборудования на 160 миллионов рублей, а срок строительства был сокращён с 14 месяцев до 12. Поэтому в торгах никто не принял участие. Повторный конкурс прошёл 9 декабря с тем же результатом.

Такое положение дел не вызывает у специалистов удивления. Начать строительство с самого начала да ещё зимой и закончить к декабрю следующего года – слишком рискованное и дорогое предприятие. По прикидкам одного из участников строительной отрасли, на такой проект уйдет не меньше 14 месяцев при круглосуточной работе с использованием пяти башенных кранов. Cокращение срока на два месяца приведёт к неизбежному удорожанию строительства.

Как по щелчку

Судя по всему, заниженные нормативы и сжатые сроки стали не единственной причиной нежелания строителей браться за возведение школы.

Фото: Из личного архива/ Олег Реут

«Работать в системе строительных госконтрактов желает всё меньше и меньше компаний, – говорит политолог Олег Реут. – Такие контракты всё чаще оказываются токсичными. Условия их исполнения часто необоснованно меняются. Как, впрочем, и условия регулирования бизнеса в целом. А репрессивный аппарат включается по щелчку – прокуратура и следствие мгновенно реагируют даже при минимальном подозрении в нарушении законодательства. Практики контрольно-надзорных органов не учитывают огромное количество фактических обстоятельств. Зачем в таких условиях участвовать и претендовать на победу в сомнительных конкурсах?»

   
   

Исправить положение могло бы государственное строительное предприятие или компания с госучастием. Правда, возникли бы новые вопросы. Повсеместно государству ставят в вину, что оно наращивает присутствие в экономике и диктует бизнесу свои условия. Только вот – как констатирует политолог – по крайней мере, в строительстве всё отдано на откуп рынку, а профильные ведомства находятся в заведомо слабой позиции.

Смотрите также: