Неожиданное достижение карельского спорта – петрозаводчанка Галина Кохвакко второй раз стала чемпионкой мира. Неожиданность же достижения в том, что вид спорта не совсем обычный: это не лыжи и не атлетика, в которой выходцы из нашего региона всегда были сильны, а так называемый ИСБ – Исторический Средневековый Бой. Если говорить попросту, то тоже самое фехтование, но только в романтическом антураже средневековья.
И никаких скидок на романтику. Это полноконтактный вид единоборств, фехтование на клинковом незаточенном оружии. Суровый мужской спорт, в котором, однако, наша землячка добилась серьезного успеха.
Фехтование развивает интеллект
Дария Цыганкова «АиФ-Карелия»: Галина, почему современную девушку в XXI веке увлекла средневековая романтика?
Галина Кохвакко: -Вообще, в этой дисциплине я фехтую 8 лет, а перед этим были еще два года занятий на рапире. У нас в республике нет школы олимпийского фехтования, педагогов на тот момент тоже не было и мне предложили пойти в группу чуть сложнее, сражаться на клинковом оружии. Вначале было сложно, но, когда стали появляться серьезные результаты (призовые места на турнирах) я решила не останавливаться на достигнутом. Поэтому, когда стал выбор: заканчивать занятия или продолжать в более сложном варианте, я выбрала второе. Кроме того, меня привлекла история возникновения фехтования как спортивной дисциплины. У нас была активная выездная деятельность, мы с одноклубниками побывали в самых разных городах нашей страны и Европы. Я читала исторические романы, и все написанное в книгах находила в реальной жизни - на тренировках и в общении с коллегами по клинку. К тому же фехтование хорошо развивает интеллект. Это как игра в шахматы, ты всегда продумываешь действия своего соперника. Конечно, поначалу было очень сложно. Часто, после соревнований голова начинала болеть не от пропущенных ударов, а от того, что приходилось слишком много думать над построением серий атак и защит.
- То есть выходя на ристалище, ты уже заранее знаешь все о своем сопернике?
- Безусловно, перед боем, мы уже примерно представляем своего противника, заранее отсматриваем бои, наблюдаем за тем, как ведет себя соперник на поле, какие у него слабые места. Непосредственно перед боем занимаемся самой настоящей «сыскной» деятельностью. Чтобы четко и красиво выступать, нужно попытаться узнать побольше о том, с кем предстоит схлестнуться на шпагах. Зная об этом, некоторые спортсмены предпочитают удалять съемки своих боев. Хочу сразу разъяснить, у нас есть два направления: реконструкторы и спортсмены. Первые подходят ко всему с практической точки зрения. Для них важны исторические источники (музейные экспонаты, изображения) для воссоздания костюма, предметов быта определенной эпохи. А мы - спортсмены. Да, у нас есть доспехи, мы стараемся также, как и реконструкторы, использовать только те комплекты защиты и вооружения, которые в реальности использовались воинами. Например, те доспехи, в которых выступаю я, могли бы принадлежать состоятельному воину периода 1380- 1410 г.г., принимавшему участие в Грюнвальдской битве. Герб, украшающий мой щит и налатник является отличительным знаком рыцарей Краковской хоругви. Но для нас костюм и доспехи не фетиш – для нас важнее умение обращаться с оружием. Поэтому мы много тренируемся и постоянно выезжаем на соревнования.
Кровь и достоинство
- Доспехи - вещь дорогостоящая?
- Комплекты довольно дорогие. Около 30 тысяч стоит защита «эконом-класса». Доспехи спортсменов, активно участвующих в турнирах, быстро приходят в негодность – металл «устает» и деформируется. Менять их приходится почти каждый сезон: стальные клинки могут расколоться, так как ими наносят множество ударов и блокируют сильные атаки противников. Некоторые элементы доспеха вминаются от ударов. Сейчас у меня один комплект, в котором я выступаю и еще комплект старых доспехов, которые уже много «пережили». Всю защиту я стараюсь держать в хорошем состоянии, некоторые элементы я даю новичкам на время турниров, так как понимаю, что сложно на самых первых этапах потратить на доспехи такое количество денег.
- Не становится скучно в рамках одного вида спорта?
- Да, с одной стороны может показаться, что это скучно, восемь лет заниматься одним и тем же. Но на это мой тренер, бывший пловец, каждый раз говорит: «Галя, вспомни меня, когда год за годом плаваешь от одного бортика бассейна до другого. И перед глазами только кафельная плитка бассейна». Наш спорт сейчас активно развивается, приходят новые бойцы, каждый год мы все чаще выезжаем. В Европе другие условия, там люди по-другому фехтуют. Иные и зрители. Когда выходишь на ристалище, понимаешь, что болельщики из Мадрида и друг специально ехали в этот маленький туристический город, чтобы посмотреть на твои бои. Сложнее становится психологически. Много сил тратишь, чтобы успокоится и провести бой достойно: чемпионский статус требует красивой техники фехтования, собранности, выносливости на ристалище.
- А вообще бывает страшно? Пугают кровь, боль, переломы?
- Страшно становится, когда смотришь со стороны, видишь, как под забрало прилетает удар прямо в лицо, видишь шрамы, рассечения. Например, когда секундируешь бои своему тренеру Алексею Петрику. Мужские поединки порой более кровопролитные. А когда это с тобой происходит, вначале даже не понятно. До такой степени в крови много адреналина, что боль не чувствуется. На одном из зимних турниров в Москве я проводила финальные спарринги с пробитой головой. Единственное, что тяжело переношу - суставные травмы. Например, на августовском турнире в Петрозаводске, который проходил под открытым небом на песчаном покрытии, ноги стали вязнуть, когда пошел дождь. В сложившихся условиях я не рассчитала скорость атаки и слишком быстро провела разворот. Как итог – частично порвала крестообразные связки на левой ноге. Довела бой до конца, а утром не смогла встать с кровати. Это страшнее, чем рассечение, так как заживает намного дольше.
Вход в другой мир
- Что для тебя значит фехтование: особая философия, образ жизни?
- Наверное, это пережиток аристократизма, как белые перчатки. Есть элементы особого этикета, есть свои законы, правила, по которым проходит поединок. Фехтование для меня - некая отдушина, это вход в мир благородных, вежливых, сильных людей.
- Удается ли популяризировать этот новый вид спорта в Карелии?
- Конечно, например, в нашем городе появилась единственная Школа Фехтования. Сейчас у нас почти две группы юниоров и взрослых фехтовальщиков. На удивление, детям очень понравилось заниматься этим видом спорта, несмотря на большую нагрузку. С каждым годом желающих фехтовать все больше. Интересно, что на занятия приходят и женщины после 27. Когда спрашиваешь, зачем пришли, отвечают- за эмоциями, общением, уверенностью в себе. Мои ученицы не кричат на мужа, а идут и фехтуют. Получается, тренировки еще и помогают держать себя не только в умственной и физической, но и в эмоциональной форме. У Алексея своя группа в Кондопоге, а еще один из наших одноклубников открыл группу фехтования в Кеми. Замечу, что это очень благородный вид спорта, мы не деремся друг с другом, а фехтуем. Можно сказать, что для наших учеников, фехтование - особый вид фитнеса, не только для тела, но и для ума.
… Планов на будущее у Галины довольно много. Это и развитие школы, и грядущий фестиваль, который пройдет в Петрозаводске в августе, а затем- проведение собственного тренировочного семинара для спортсменов во Франкфурте. В общем , есть куда расти, совершенствоваться и дарить людям возможность вернуться в далекое прошлое - воочию увидеть настоящие рыцарские поединки и самим постичь науку фехтования на клинковом оружии.
Смотрите также:
- Парфенчиков предложил жителям Карелии собрать деньги на памятник Федосовой →
- Карельскому футболу, которого теперь нет, исполняется 100 лет →
- Счастливые куклы от Маргариты Керн →