aif.ru counter
207

Еще дубль. Учитесь снимать кино

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. «АиФ-Карелия» №20 15/05/2019

В Карелии полным ходом идёт развитие киноиндустрии, одним из этапов которого станет I Карельский питчинг кинопроектов. Он пройдёт в Петрозаводске с 7 по 9 июня. Председатель Союза кинематографистов Карелии Алексей Бабенко рассказал, почему в республике стоит снимать кино и как стать режиссёром, не уезжая из Петрозаводска.

Инкубатор кино

Антон Соловьёв, «Аргументы и Факты  Карелия»Алексей, неужели Карелия – подходящее место для развития кинематографа?

Фото: Из личного архива

Алексей Бабенко: Смотрите, все мы знаем фильмы «Любовь и голуби», «А зори здесь тихие...», «Отпуск в сентябре», «Холодное лето пятьдесят третьего...», «И на камнях растут деревья», «Облако-рай». Все они стали знаковыми для отечественного кинематографа, и все они снимались в Карелии. В советское время. Но в девяностые произошёл разрыв. Система работы киногрупп изменилась, и в Карелию практически перестали приезжать снимать фильмы. Мы решили исправить ситуацию и поставили задачу – не только снимать своё кино, но и развивать республику как место киносъёмок.

- Говорят, на заводах рабочих рук не хватает, а тут кино...

- Действительно, мы столкнулись с ситуацией, когда избытка в желающих снимать кино нет. Но именно поэтому в нашем проекте мы делаем акцент на образовании.

- Речь идёт о киноинкубаторе?

- Не только. В киноинкубаторе начинающий кинематографист работает над воплощением собственного кинопроекта. В реализации задуманного ему помогают профессионалы кино, ведут буквально по шагам. Цель – создание конечного кинопродукта. А для этого в киноинкубаторе есть всё: профессиональная техника для монтажа фильмов и записи звука, зрительный зал, зоны совместной работы и онлайн-обучения. Но помимо киноинкубатора есть образовательный проект «Проявление», в рамках которого проходят мастер-классы, семинары, лекции и интенсивные курсы. Все занятия ведут опытные кинематографисты из разных городов страны.

- А совсем юных кинематографистов не привлекаете к делу? Ведь подрастающее поколение в большей степени мыслит видеообразами.

- Привлекаем. К примеру, сейчас мы проводим молодёжный киноконкурс «Будь в кино» – он ориентирован на ребят в возрасте от 12 до 14 лет. Принимаем работы в разных форматах: серии фотографий, сценарии, короткометражные фильмы, которые сняты на камеру мобильного телефона. Но, что примечательно, среди желающих принять участие в конкурсе много одиннадцатилетних ребят. И мы пошли навстречу и сдвинули нижнюю границу до 11 лет.

Наш фокус внимания на жанровом и авторском кино. Простые человеческие истории, а не триллеры и ужасы. Душевное кино без спецэффектов. Истории простые, но в то же время в которых рассказано о преображении личности.

- А с университетом работаете?

- ПетрГУ уже получил лицензии на две специальности: «Кинорежиссура» и «Кинопродюсерство». Обе – полноценные бакалаврские программы. В следующем году будет первый набор. Открытие специальности  сложный процесс, но это первый шаг к тому, чтобы первые 15 студентов начали обучение по полноценной программе.

- Но где потом работать?

- В кинопроектах, которые будут реализовываться в Карелии. Производство кино сегодня – проектное дело. И пока специалист включён в работу, он получает зарплату. И, как правило, из одного проекта плавно переходит в другой. К тому же не просто так будут открыты именно две специальности, на одной из которых будут учить работать с деньгами. Плюс студентов будут учить инструментам фандрайзинга. То есть как и при помощи чего привлекать деньги на съёмки фильмов.

Жизнь теперь игра

- Вы говорите, что нацелены не только на съёмки кино?

- Да. Мы начнём работать по нескольким направлениям. Одно из них – «Киноэкспедиция», результатом которой станут два продукта. Первый – карта кинолокаций и паспорта местности. Карта будет содержать фотографии территории с разных ракурсов и в разное время суток, по которым режиссёр, оператор и монтажёр смогут ознакомиться с местностью, а паспорт – данные о том, что важно при съёмках кино. К примеру, с кем нужно согласовать съёмки, где найти доступ к электричеству и где жить, кто из местных жителей может помочь с автомобилями и лодками. Второй продукт – карта для туристов, изготовленная по технологии виртуальной реальности. Такая технология позволяет создавать объёмные изображения, внутри которых может оказаться любой желающий. Поэтому при планировании поездки турист сможет заранее пройтись по виртуальному туристическому маршруту.

- А потребность в таких кинолокациях и паспортах есть?

- К примеру, у финских кинематографистов есть большое желание снимать фильмы в Карелии, но отсутствие паспортов местности всегда соседей сдерживало. Поэтому они ждут, пока такие паспорта появятся. Ждут ещё и потому, что в России снимать кино проще, чем в Финляндии. Законы не так строги в отношении съёмок. Съёмок местности, детей, людей на улицах. В Финляндии, кстати, больше 60 только финских киностудий.

- А что уже сделано, помимо киноинкубатора и образовательной площадки?

- У нас появилась техника, которая позволяет делать многокамерную съёмку наших семинаров, лекций и мастер-классов. К примеру, в конце апреля мы снимали лекцию в Национальном музее Карелии, на которой присутствовало от 30 до 40 слушателей. А следили за мероприятием онлайн – три с половиной тысячи зрителей из 12 городов. То есть интернет-трансляции позволяют охватить куда более широкую аудитории нежели просто музейная площадка. Это во-первых. А во-вторых, в наши дни такие трансляции набирают популярность, и мы можем не только проводить лекции, но и устраивать дебаты, а также налаживать взаимодействие со зрительской онлайн-аудиторией.

- Есть ещё такая геймификация.

- Да. Игровое сознание проникает в нашу обыденную жизнь. Игрой становится работа, учёба и отдых. Поэтому почему бы не сделать игру на основе тех кинолокаций, которые мы снимем. Тем более что в Петрозаводске есть компании, которые разрабатывают игры.

Душевное кино

- Что в итоге должно выйти?

- Мы должны показать, какие точки роста есть в сфере визуального искусства в Карелии. И создать прецеденты. Онлайн-трансляций, VR-производств, аэрофотосъёмки при помощи квадрокоптеров. И только из тех, кто уже будет вовлечён в область визуального искусства, могут выйти те, кто сможет начать делать кино. Мы хотим вовлечь как можно больше людей в кинопроцесс, включить зрителя в процесс изготовления кино. Но предварительно нужно выявить тех, кто заинтересован в создании фильмов. Только затем необходимо будет создать возможности и предоставить ресурсы для съёмок лент. Развитие киносообщества – очень важный аспект. Да, за полтора года мы приобретём профессиональное оборудование, построим павильоны и организуем мобильную студию, но для дальнейшего движения необходимо киносообщество. Сообщество людей, которые хотят, могут и будут снимать кино в Карелии. Профессиональных режиссёров из Петрозаводска, которые сняли полнометражные фильмы, мы, кстати, тоже не оставим без внимания.

- А на съёмках какого кино вы хотите сделать акцент?

- Наш фокус внимания на жанровом и авторском кино. Простые человеческие истории, а не триллеры и ужасы. Душевное кино без спецэффектов. Истории простые, но в то же время в которых рассказано о преображении личности. При просмотре таких фильмов зритель вместе с героем проходит путь и выходит из кинотеатра пусть немного, но всё-таки другим человеком.

Досье
Алексей Бабенко – председатель Союза кинематографистов Карелии, актёр и режиссёр театра, режиссёр и продюсер кино, оператор-постановщик. В 1996 году окончил студию актёрского мастерства при театре «Творческая мастерская», в 2001-м – Высшее театральное училище им. Б. В. Щукина по специальности «Режиссура».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах