Французская академия наук, культуры и искусства наградила профессора Петрозаводской консерватории Александра Утробина орденом «За особые заслуги в области образования, культуры и искусства». Музыкант рассказал, почему его достижения признали на международном уровне и как консерватории удаётся развивать связи с Востоком и Западом.
Тёплые отношения
Антон Соловьев, «АиФ-Карелия»: Александр Александрович, расскажите, за что вы удостоились высокой награды?
Александр Утробин: Во-первых, за последние четыре года мои студенты получили больше двадцати дипломов на европейских музыкальных конкурсах, в том числе шесть Гран-при и ряд первых премий. Во Франции, Англии, Бельгии, Андорре, Монако, Польше, Румынии, Германии и Италии. А во-вторых, я сам принимал участие в научных конкурсах. В частности, в конкурсе педагогических проектов Golden Formula, который проводится в Париже и Лондоне, а также в международных конференциях педагогов, на которых я получил три Гран-при, две первых премии и одну вторую.
- Говорят, во многом благодаря вам студенты консерватории стали ездить по всему миру.
- Да, орден присудили в том числе за развитие международных связей, которыми в консерватории я занимался больше 20 лет. К примеру, наш хор побывал и в США, и в Южной Корее, неоднократно – в Норвегии и Финляндии. К тому же в моём классе учились и учатся студенты и аспиранты из Южной Кореи и Китая. Многие работают в университетах и консерваториях и учат уже своих учеников. И они приглашают меня в Китай проводить мастер-классы, а я всегда с радостью помогаю своим выпускникам. Буквально месяц назад к нам приезжал мой китайский выпускник и привозил трёх своих студентов. Они хотят поступать в консерваторию сначала на подготовительное отделение, а затем продолжить обучение уже по основной программе.
- Непросто было достигнуть столь тесного сотрудничества с иностранцами?
- Раньше мне казалось, что всё это очень далеко, эфемерно и доступно только для особенных людей. Но оказалось, что всё гораздо ближе и понятнее. И отношение со стороны комитетов таких конкурсов очень тёплое и чистое. Ощущается поддержка. Организаторам во Франции очень нравится, что музыканты из России приезжают к ним. Сразу вспоминаются многовековые связи между обеими странами.
Восточные соседи
- Почему столь близкие связи именно с Кореей и Китаем?
- Здесь отчасти роль сыграл один из наших коллег У Ген-Ир, который теперь работает в Санкт-Петербурге. Он кореец, родился в Японии, после Второй мировой войны оказался в России и со временем стал серьёзным музыкантом и дирижёром, а также защитил кандидатскую и докторскую диссертации и написал прекрасную книгу о восточной музыке. И вот благодаря ему консерватория протоптала дорожку к корейцам. Они, зная, что в Петрозаводске работает носитель языка и культуры, который к тому же приходится родственником известному корейскому композитору, стали к нам потихонечку приезжать. Мир тесен – вскоре о нас узнали и другие восточные соседи.
- А как сейчас обстоит дело с международными связями?
- Восемь лет назад мы подписали договор о сотрудничестве с Шанхайским педагогическим университетом, внутри которого есть консерватория. Договор о подготовке специалистов из Китая в Петрозаводске. Но вскоре мы заметили скромный уровень китайских студентов. Предложили решение. Учебные программы первых двух курсов, по которым китайские студенты учатся в Шанхае, адаптировать под наши программы обучения. И вышло так, что фактически мы открыли в Шанхайском университете кафедру по подготовке к поступлению в Петрозаводскую консерваторию. Кафедрой, кстати, заведует моя выпускница Диляра Дмитриева.
Примерно из сорока корейцев, окончивших консерваторию, осела только одна девушка. Она осталась в Санкт-Петербурге.
- А в консерватории много студентов из-за рубежа?
- Сейчас учатся около ста иностранных студентов. Всего же в консерватории порядка 600 студентов. Поэтому мы неплохо выполняем программу правительства по наращиванию числа иностранных студентов в российских вузах.
- Они остаются в России?
- Примерно из сорока корейцев, окончивших консерваторию, осела только одна девушка. Она осталась в Санкт-Петербурге. Что касается студентов из Китая, то не могу припомнить ни одного случая. Они едут к себе.
- А наши музыканты уезжают?
- Уезжают, но это нормальное явление. Так мы можем вести диалог культур и не вариться в собственному соку. Если говорить о Петрозаводске, то нельзя сказать, что наши молодые музыканты отбывают в массовом порядке. К тому же многие уезжают только на два-три года, а потом возвращаются. А те, кто уехал навсегда, поддерживают связи, приезжают на наши фестивали и даже присылают своих учеников на конкурсы.
Консервативна ли консерватория
- Университеты стараются открывать новые специальности, а вот в консерваториях по-прежнему учат играть только на рояле и скрипке. Почему так?
- Не совсем верно. К примеру, на нашей кафедре есть специалист Максим Тавриков, который несколько лет занимается музыкой на синтезаторах. Он ведет курс «Электронные музыкальные инструменты», который, к слову, для пианистов обязателен. При желании все студенты могут пройти его углубленный вариант.
- А что касается музыки, создаваемой в компьютерных лабораториях?
- Она интересна, но дело, во-первых, в запросе общества и в финансировании. Такие лаборатории требуют сосредоточения большого количества серьёзной техники и сложного программного обеспечения, что не каждая консерватории в мире может себе позволить. А во-вторых, такая музыка не позволяет с самого начала включить ту субстанцию, ради которой музыку пишут. На компьютере создать музыкальное произведение с душой затруднительно.