Танцевальному клубу «Ритм» исполнилось 40 лет. Клуб спасал мэра Катанандова от танцевального конфуза в Англии, из-за съемок танцоров перекрывали движение на проспекте Ленина, а в годы советского дефицита «ритмчане» готовы были пережениться ради покупки обуви. Об истории клуба «АиФ» побеседовал с его бессменным руководителем, мамой «Ритма» - Ольгой Запорожец.
Бальные танцы – под баян
За два часа разговора его прерывали восемь раз: в маленьком кабинете раздались четыре телефонных звонка и четырежды приходили люди (от первоклассницы с шоколадкой в честь Дня учителя до воспитанницы-преподавателя, которая пожаловалась на грязный пол).
Ольга Запорожец знает все о «Ритме», «Ритм» знает все об Ольге Запорожец. Для нее клуб - как второй ребенок. Она его придумала, в муках (творчества) родила и подарила республике, стране и немного миру. А заодно привнесла в жизнь Карелии легкость танца, любовь к поиску и даже немного сексуальной революции.
«В 1978 году я приехала в Карелию по распределению работать в училище культуры, - рассказала Ольга Ивановна. - Приехала из Казахстана, училась в Москве. Я никогда не бывала в Карелии и ничего не знала об этом крае, можно свой выбор было остановить на другом месте, но я подумала: название такое интересное - Карелия... И приехала преподавать бальный танец. Прихожу в училище и что я вижу? Бальные танцы танцуют под баян! Я к ним с таким волнением заходила - смогу-не смогу... А тут такой каменный век! Баян и ноты».
В этом «баяне с нотами» для московской выпускницы Ольги Запорожец воплотился все-объемлющий дефицит советской глубинки 70-х годов. Людям не всегда хватало элементарной «гражданской» одежды, а тут - бальные танцы! Но хуже всего было отсутствие пар - в первый день работы Ольгу Запорожец встретили один мальчик и несколько девочек.
«Я, конечно, была в шоке - как я научу танцевать преподавателей, если они никогда с партнером не танцевали? И я придумала - через дорогу было Речное училище. Я пошла к директору, поговорила с ним: у нас одни девочки, у вас одни мальчики. Давайте хотя бы два раза в неделю организуем совместные уроки. И к нам на танцы приводили мальчиков, в бушлатах и строем».
С этими курсантами воспитанницы петрозаводского училища культуры стали лауреатами республиканского смотра художественной самодеятельности. Костюмы шили сами - по ночам. Ольга Запорожец не зря взяла с собой из Москвы швейную машинку «Тула».
«Мы стали лауреатами с джайвом: этот танец немного походит на рок-н-ролл, на буги-вуги. Мальчики были в своей красивой форме, а девочкам мы по ночам шили коротенькие сарафанчики на лямочках».
«Коротенькие сарафанчики на лямочках» в прессе советского Петрозаводска наделали много шума. Как и само выступление.
«Я не ожидала, что будет такая консервативная реакция... Наше выступление в Финском театре произвело такой фурор в газетах. Я даже испугалась».
В том же 1978 году в городе завершили строительство Дворца культуры «Машиностроитель». Ольга Запорожец набрала группу для занятий бальными танцами на его базе. Так появился танцевальный клуб «Ритм». За первые два года ансамбль объехал все районы Карелии с концертными выступлениями в рамках Дней культуры Петрозаводка. И все по-прежнему на голом энтузиазме руководителя. И первые белые туфли для девушек в «Ритме» появились благодаря ее авантюре.
«Тогда это такой блат должен был быть, чтобы туфли достать.... И вот дошла я до свадебного магазина. И увидела туфли белые, похожие на танцевальные. Были они только по талонам для молодоженов. Я сказала ребятам: у нас остается только один выход, давайте все придем и заявление подадим. Нам нужны шесть пар туфель - вот шесть заявлений в ЗАГС и подадим. В итоге мы так и сделали: туфли купили, а заявления потом забрали».
Первый десяток
Из-за слишком смелой для советской Карелии Ольги Запорожец коллектив «Ритма» не попал в загранкомандировку в Финляндию. Удар для практически любого жителя СССР жестокий.
«Когда нам было два года, стали отбирать коллективы на дни культуры в Финляндию, - вспоминает Ольга Ивановна. - Сидит комиссия из обкома комсомола, обкома партии в пустом зале и коллективы просматривает. Режиссер ко мне пришел и говорит: ваш «Ритм» так понравился, так понравился, но нельзя ли на выступлении на плечи девушкам накинуть платочки, или какие-нибудь шали. Но это же ни к селу, ни к городу. Во-первых, они нам будут мешать танцевать. Во-вторых - это как корове седло».
Финляндию «Ритм» увидел позже. В 80-е годы клуб окреп, набрал популярность, поездил по Союзу и по миру: Европа, Латинская Америка. Число воспитанников стало измеряться сотнями человек.
«Нас показывали по центральному телевидению, снимали нас на проспекте Ленина у «Северной» гостиницы. Ради этого перекрывали автомобильное движение. Машин тогда было немного, но троллейбусы останавливали».
Бум 90-х
По словам Ольги Запорожец, период 90 - х стал для «Ритма» эпохой расцвета. Кроме спортсменов (воспитанников секции спортивного бального танца), в клуб стало приходить все больше и больше людей, для которых танцы были модным хобби. Среди них - и первые лица города. Танцевальная школа для «взрослых» (возраст 35 +) получила широкую популярность благодаря таким людям, как бизнесмен Леонид Белуга, депутат Заксобрания и будущий министр Валерий Бойнич, мэр города и будущий глава Карелии Сергей Катанандов. Последний начал занятия в клубе «Ритм» после такого случая.
Однажды в Англии проходила встреча мэров городов, - рассказала директор «Ритма». - И по этикету обязательно должен был быть бал. Выдали всем смокинги, и нужно было танцевать. Потом Сергей Леонидович рассказывал, что все танцевали, а наша делегация чувствовала себя дискомфортно. В общем, краснели, бледнели. И как только они вернулись, мэр позвонил в управление культуры, оттуда позвонили мне. При встрече он мне заявил: «Научите меня танцевать!». Времени у Катанандова не хватало катастрофически, мы встречались в среду, в обеденное время. Приходил, свою белую рубашку с галстуком снимал, футболку надевал. Потанцует, опять переоденется и уходит работать мэром. Мы с ним выучили вальс. Потом рок-к-ролл, квикстеп. До сих пор он приезжает и танцует с женой здесь. Последний раз приходил этим летом.
«Ритм» сегодня
Сегодня клуб состоит из ансамбля бального танца «Ритм» (студенты, взрослые), ансамбля «Улыбка» (дети), ансамбля «Сказка», коллектива «Крохи и компания» (младшие дети). Отдельно танцуют спортсмены - люди, которые выбрали бальные танцы в качестве вида спорта. Их в «Ритме» больше всего - до 300 человек, а всего в клубе занимаются около 500 танцоров. Спортсменов Ольга Запорожец со своими 11 преподавателями готовит к российским выступлениям, чемпионатам мира и Европы.
«Наши воспитанники танцуют за многие города России - Волгоград, Москву, Санкт - Петербург и даже за Финляндию. Например, мы гордимся тем, что наш Киселев Ярослав живет в Москве и сейчас чемпион мира в категории юниоры 2 (10 танцев), а Сибелева Маргарита – 7 место по европейской программе в России», - сообщила Ольга Запорожец.
Все спортсмены - это любители, зарабатывать на жизнь своим трудом они не смогут, пока не закончат карьеру и не выберут нелегкую работу тренера.
Танцевальный клуб «Ритм» воспитал 16 кандидатов в мастера спорта. Одна пара получила самое высокое спортивное звание - мастера спорта. Это Влад Мошанин и Наталья Краснова.
Танец реабилитации
«Очень хорошая была группа. И очень хороший был у ребят положительный сдвиг, динамика. Восстановить хочу. Я остановилась тогда, когда моему сыну сделали операцию на позвоночнике. И он не мог ходить, надо все время было быть с ним, ухаживать. Поэтому работу группы остановила, заменить меня было некому. Она такая сложная... жизнь».
Первые 40 лет
«Ритм» широко отпраздновал свое сорокалетие. На сайте клуба написано, что два часа праздника пролетели также стремительно, как и 40 лет работы. Ольга Запорожец с этим согласна.
«Это правда. Я только год назад стала замечать, как быстро время прошло. Раньше казалось, что это одна и та же жизнь, что вот она кипит. А год назад задумалась, что к нам ходят заниматься не просто дети первых воспитанников - уже внуки танцуют. Перед праздничным концертом я подсчитала, что через «Ритм» прошли около 20 тысяч человек».
Сегодня клуб «Ритм» - это большая танцевальная семья, которая объединяет в себе детские танцевальные коллективы и спортивные пары всех возрастов: детей, школьников, студентов, которые достойно представляют республику на фестивалях, конкурсах и соревнованиях самого высокого российского и международного уровней.