Далеко не все родители могут решиться отдать ребенка на обучение в интернат. В частности, речь идет о школе-интернате №23 в Петрозаводске, где обучаются и проживают дети с проблемами зрения, а теперь еще и с другими диагнозами и особенностями. Немногие педагоги хотят работать с такими детьми, многие просто не умеют и отказываются. При этом общеобразовательные школы часто совершенно не приспособлены к обучению таких детей, не имеют специального оборудования, разработанной учебной программы. Поэтому большинство особенных детей обучаются дома. Для успешного обучения родители за свой счет приобретают специальные аппараты - тифлоприборы.
Инклюзия не всем по карману
Семья Дмитриевых из Кеми для своего сына Леонида, который имеет проблемы со зрением, приобрела американский прибор Оникс. Эта современная технология обошлась родителям в 214 тысяч рублей. Государство эти приборы не оплачивает, а одной лупой Лёне не обойтись. Татьяна Дмитриева рассказала, что благодаря такой технике, а прибор напоминает планшет, ребенок может делать в тетрадях письменные уроки, осваивать школьную программу. У Лёни частично сохранено зрение, но без этого прибора он не смог бы писать и читать, как обычный ученик.
«Раньше он делал уроки за мольбертом. Рука была на весу, писать в таком положении сложно. Теперь вот он делает уроки самостоятельно, пишет, как все ученики, в тетрадочке. Учителя к нам приходят на дом, а поскольку он один, то все уроки с него спрашивают в полном объеме. В общем, Лёня у нас отличник. А вот прибор значительно облегчил нам всем жизнь, обучение. Принцип в том, что он сильно увеличивает текст, как бы сканируя его, сыну не надо напрягать зрение, он видит все на экране и может писать», - рассказала Татьяна Дмитриева, жительница Кеми.
Кроме обучения в общеобразовательной школе, Лёня успешно учится и в музыкальной. Активно осваивает компьютерные технологии, различные программы, о которых узнал благодаря специалисту Национальной библиотеки из Петрозаводска Олегу Черепанову. С педагогом они по скайпу проводят уроки, познают компьютерный мир. В скором времени Леонид освоит программу и для изучения музыкальной грамотности. Эти занятия необходимы для таких детей.
Ограниченные возможности
По словам Екатерины Добрыниной, педагога-дефектолога со стажем, в районах с образованием особенных детей все очень непросто. И главная проблема в том, что просто нет специалистов.
«Мы выезжаем в районы, работаем с детьми, родителями и педагогами. Но, к сожалению, командировки - это дорогостоящее мероприятие, поэтому мы ограничены в этом плане. Помогают спонсоры. Тем не менее, проблемы образования и обучения детей с особенностями здоровья мы видим на месте и изнутри. И часто сталкиваемся с проблемами, когда педагоги и готовы взять ребенка в обычную школу, но они не умеют с ним работать. А ребенку любому нужна социализация. Да, часто дети не могут освоить всю программу. Но основные предметы они могут посещать в школе».
Специалисты-дефектологи говорят о том, что идеальный вариант для нашей республики - это опыт соседней Финляндии, где уже давно работают мобильные бригады. Что это значит? Дефектолог и логопед садятся в автомобиль и объезжают районы Карелии. Такие разъездные специалисты смогут охватить всех детей и все учебные учреждения в каждом районе, проконсультировать и оказать профессиональную помощь.
Как нам рассказали в Министерстве образования Карелии, в республике создано 6500 мест для особенных детей (с разными патологиями здоровья, не только с проблемами зрения). В частности, в школе-интернате №23 в Петрозаводске обучается 94 ученика, 44 из которых приехали из районов. Как пояснила Татьяна Пушкина, главный специалист отдела общего образования Минобразования РК, школы в районах, которые принимают детей с инвалидностью, в том числе по зрению, получают повышенный коэффициент финансирования. Для таких детей в школах должны быть приобретены, например, специальные принтеры, увеличивающие и преобразующие обычный текст в шрифт Брайля, увеличительные приборы и так далее.