В конце ноября региональные власти начали разрабатывать планы по оптимизации школ республики. В намерениях министерства образования провести реорганизацию 21 сельской школы в Лоухском, Олонецком, Прионежском и Пряжинском районах. Однако у жителей села и депутатов возникли большие вопросы к планам чиновников.
Лишить и ликвидировать
В одних случаях в ведомстве предлагают ликвидировать малокомплектные образовательные учреждения полностью, в других – оставить лишь начальные классы. Ещё один вариант – лишить сельскую школу только администрации, превратив учебное заведение в филиал более крупного соседа. В случае ликвидации школы власти хотят возить ребят на автобусах в расположенные неподалёку учреждения, а если же такой возможности нет, то направлять детей на обучение в пришкольные интернаты.
Разумеется, такие планы вызвали возмущение сельских жителей. Сельчане опасаются, что закрытие школ неизбежно приведёт к постепенному исчезновению поселений.
«А если нашу школу закроют – с пятого по девятый классы, то наше поморское и историческое село Нюхча, которому более 400 лет, умрёт, – пишет в петиции против оптимизации школ на селе жительница посёлка Светлана Попова. – Нас вынудят оставить наши работы и жильё».
Близоруки и непоследовательны
Впрочем, реорганизация школ – одно. Другое – как она проводится. В планы министерства образования по ликвидации попали учебные заведения, в которые ещё недавно вкладывали бюджетные средства. По этой причине депутат Законодательного собрания от Прионежского района Ольга Шмаеник назвала подготовленные в ведомстве документы сырыми и спорными, а министерство раскритиковала за непоследовательность и недальновидность.
«Нельзя ликвидировать рыборецкую школу, в которую мы вместе с вами за последние годы вложили огромное количество федеральных и республиканских средств, – говорит народная избранница. – Мы перевели туда детский сад. Сейчас это комплекс. Там детская площадка, коммуникации. Это центр жизни в селе».
Учить некого и некому
Однако оставлять всё без изменений – значит только усугублять проблему. Учебные заведения на селе пустеют год от года, а число учителей и сотрудников остаётся тем же. Так, каждая пятая школа в республике – малокомплектная, а за последние шесть лет число школьников выросло более чем на пять тысяч, но в то же время учеников на селе стало меньше на 1129 ребят.
«У нас есть школы, в которых обучается один ученик и пять дошкольников, в то время как в штатном расписании учебного учреждения находится одиннадцать единиц: один руководитель, три педагога и семь учебно-вспомогательных и иных работников, – приводит данные заместитель председателя правительства РК Лариса Подсадник. – Это кедрозерская школа Кондопожского района. Ещё в одной школе Кондопожского района обучается пять учеников и десять дошкольников. В штатном расписании 14 единиц: один руководитель, четыре педагога, девять сотрудников. И только по одному выпускнику 11 классов было в шести сельских школах в 2018 году».
Казалось бы, такая ситуация должна благотворно сказываться на качестве образования. Увы. В 2018 году 12 школ республики попали в федеральную выборку с признаками завышения результатов всероссийских проверочных работ. Подавляющее большинство из них – сельские школы. Кроме того, хотя разница в оценках учеников городских и поселковых школ снижается, но по профильным предметам ребята из школ на селе по-прежнему уступают городским, а при сдаче ЕГЭ по выбору выбирают меньшее количество дисциплин.
А ведь к 2020 году все старшеклассники страны должны перейти на обучение по новому федеральному стандарту. Что это значит? Профильное обучение, интегрированные курсы, предметы по выбору, индивидуальные проекты, обязательный экзамен по иностранному языку. Словом, полномасштабная модернизация среднего образования.
Но вот вопрос. Смогут ли педагоги на селе, которых не хватает и которые вынуждены вести по целому ряду предметов разом, отвечать современным требованиям? Так, из 137 вакансий учителей, о которых заявили к 1 сентября директоры школ, 78 – в сельских школах. А, к примеру, в посёлке Шалговаара Медвежьегорского района один учитель преподаёт русский язык, литературу, физкультуру, изобразительное искусство, музыку, технологию и информатику, а другой – биологию, географию, краеведение и карельский язык.