aif.ru counter
248

Учителя маленькой школы предложили свой вариант оптимизации

В середине мая пудожские власти решили закрыть школу в деревне Усть-река. Одних учителей они планировали сократить, а других - ежедневно отправлять за полсотни километров в школу в посёлке Кривцы. Вместе с усть-реченскими школярами. Официальный предлог - якобы низкое качество образования. Настоящая причина - оптимизация расходов. Однако родители и педагоги с такими планами не согласились.

Бухгалтерский подход

Усть-река - деревня на  берегу живописного Колодозера в Пудожском районе. От Пудожа - больше семидесяти километров строго на восток. Дальше - только Архангельская область.

Усть-реченская школа - малокомплектная. Учителя могут одновременно вести уроки у детей разных возрастов - как таковых классов здесь нет. Всего в школе 18 учеников: восемь младшеклассников и десять учеников средней школы. Здесь же воспитываются и детсадовцы - всего 13 малышей. Со школьниками занимаются семь учителей, директор и педагог-психолог, а за дошколятами присматривают четыре воспитателя.

Слишком много сотрудников выходит на одного ученика. Поэтому желание пудожских чиновников оптимизировать,  а попросту говоря, сократить расходы на образование усть-реченских ребятишек понять можно. Однако родители школьников, местные жители и учителя с таким, чисто бухгалтерским, подходом не согласны.

«В современном информационном обществе, когда образование - это главный капитал молодого человека, нельзя ни в каком случае разрушать саму систему образования, - говорится в обращении учителей и жителей Усть-реки в республиканскую Ассоциацию сельских школ. - Государственная школа сохраняет традиции и культуру края и страны, является примером патриотизма и гражданственности, имеет высокий уровень профессиональной ориентации выпускников 9 классов».

Специалисты в образовании всецело поддерживают позицию усть-реченских жителей и обращают особое внимание на то, что финансовый выигрыш от реорганизации не сопоставим с социальным и культурным ущербом.

Зинаид Ефлова
Зинаид Ефлова Фото: Из личного архива

- Цель повышения качества образования, как основного показателя его эффективности в этом варианте реорганизации недостижима. Сомнительны и ожидаемые экономические эффекты, - подчёркивает Зинаида Ефлова, заведующая лабораторией развития сельской школы ПетрГУ, директор Ассоциации сельских школ республики.

Реакция власти

На днях власти Пудожского района наконец-то прислушались к мнению родителей, учителей и экспертов. Они решили, что школа будет сохранена.

- На последнем заседании комиссии по данному вопросу речь о подвозе уже вообще не шла, - отметила в комментарии «АиФ» Юлия Семенюк, начальник отдела образования пудожской администрации. - Потому что, действительно, там большое расстояние, плохая дорога, поблизости нет заправок.

Юлия Семенюк
Юлия Семенюк Фото: Из личного архива

Правда, полностью отступать от планов по оптимизации школы власти всё-таки не намерены. По словам Юлии Семенюк, теперь школе, во-первых, предложат разместиться в двух зданиях вместо пяти. А во-вторых, школа утратит статус юридического лица и превратится в структурное подразделение кривецкой. Директор будет сокращен.

- Конечно, это уже не ставка директора, но тем не менее. Так что опасения жителей Усть-реки о ликвидации школы необоснованны. Представьте себе, всего 18 учеников и 13 дошкольников - по одному сотруднику на одного ребёнка. Почему-то об этом никто не говорит, - заключила Юлия Семенюк.

Примечательно, что коллектив школы Усть-реки готов идти на компромисс. Но только в несколько другом варианте - педагогам принципиально важно сохранить статус юридического лица. Попросту потому, что так школой управлять будет намного проще. Учителя разработали собственный план оптимизации. Согласно нему, Галина Назарова, директор школы, добровольно отказывается от половины своей ставки и тем самым обеспечивает экономию почти 240 тысяч рублей в год. Это первое. А второе - под сокращение попадают повар детского питания, истопник, сторож и рабочий по обслуживанию зданий. Экономия - ещё почти 1 миллион 100 тысяч рублей.

Геннадий Сараев, уполномоченный по правам ребёнка в Карелии
Качество образования в школе высокое, а число детей хоть и небольшое, но зато стабильное. Ещё не все ресурсы задействованы, чтобы школу сохранить. Во-первых, нужно разобраться с нормативом по малокомплектным школам, во-вторых, понять, насколько эффективно используются школьные здания и помещения. И возможно ли там, к примеру, организовать дополнительное образование или сохранить школу как социокультурный центр.

Особое мнение

Особое мнение Фото: Из личного архива/ журнал "Лицей"
Особое мнение
Особое мнение Фото: Из личного архива/ журнал "Лицей"

 

Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах