Стоит только пассажиру зайти в туалет, он сразу понимает: Советский Союз нерушим. Правда, тогда клозет был бесплатным. Обветшало все, и косметические ремонты уже не спасают. И вот наконец-то наши железнодорожники решились на масштабную реконструкцию. О своих планах они рассказали гостившему в Карелии на прошедшей неделе министру транспорта РФ Максиму Соколову.
Поздний неоклассицизм
Не все помнят (а некоторые и не знают) историю этого здания. Это уже второй вокзал в Петрозаводске. Первый был построен еще в 1916 году и располагался, скорее, за городом. Это место в районе Первомайского проспекта петрозаводчане теперь называют товарной станцией.
Вокзал, к которому мы все привыкли как к родному, появился после войны на месте складов. В Великую Отечественную город был полностью разрушен, и после Победы руководство с подачи архитектора Дмитрия Масленникова, возглавлявшего в те годы Управление по делам архитектуры Карело-Финской ССР, решило построить новое здание в центре города. Проект заказали ленинградскому архитектору В. Ципулину.
Сложный рельеф местности потребовал нетривиального решения, которое было успешно найдено. На первом этаже размещались кассы, служебные помещения и вход в тоннель. На втором, выход с которого вел на перрон, - зал ожидания и ресторан. Здание было спроектировано в стиле позднего неоклассицизма и чуть не лишилось своего главного украшения. После смерти Сталина к власти пришел Никита Хрущев, который был противником архитектурных излишеств. К чему все эти колонны, лепнина и прочие украшательства?! Под этим влиянием встал вопрос: а так ли нужен вокзалу семнадцатиметровый шпиль? К счастью, он был уже изготовлен, его осталось только установить, что и было все-таки сделано. Не выкидывать же, в самом деле.
Новый вокзал был открыт в марте 1955 года. Пятого числа от перрона отправился первый пассажирский поезд Петрозаводск - Ленинград. В этот же день пришел состав из Мурманска. С того времени полноценной реконструкции в здании, которое позже было признано памятником архитектуры, не было. Чтобы как-то облегчить растущую нагрузку, в 1979 году рядом построили багажно-кассовый центр.
Внешние изменения
Два важных новшества, которые не скроются ни от одного взгляда, ожидают петрозаводчан. Первую платформу планируется поднять. Почему-то железнодорожники такую необходимость объясняют запуском поездов «Ласточка». Как будто до этого пассажирам нравилось карабкаться в вагоны с чемоданами и детьми по неудобным лесенкам. Так или иначе, назревшее решение принято и согласно плану будет воплощено в жизнь уже в этом году, предположительно, к сентябрю. Интересно, что ели, украшающие платформу возле здания, не пострадают. Для них спроектировано специальное ограждение. На все это планируется истратить 156 миллионов рублей.
Другое важное внешнее новшество будет ожидать нас с другой стороны вокзала, со стороны площади Гагарина. Перед лестницами, ведущими на платформу, появятся два одноэтажных здания - досмотровые павильоны. Попасть на вокзал можно будет только через них. Что поделаешь - веяние времени, требование безопасности. Там буду и рамки металлоискателей, и аппараты для досмотра багажа, и отдельные помещения для личного досмотра.
«Вокзал должен быть современным, но это памятник архитектуры. И со стороны площади Гагарина нам нужно сохранить облик здания вокзала, и общественный градостроительный совет внес предложение по виду этих павильонов, чтобы они гармонично вписывались», - сказала на презентации проекта руководитель администрации Петрозаводска Ирина Мирошник.
Все будет в стиле, заверили ее представители железной дороги. Пока приходится им верить на слово. На стендах, подготовленных к приезду министра, эскизов этих двух зданий не было.
Внутренняя начинка
Внутри пассажиров также ожидают перемены. Прежде всего планируется перепланировка северного крыла. Там, где был буфет на первом этаже, появится колл-центр. На втором этаже оборудуют комнаты отдыха повышенной комфортности, а также современную комнату матери и ребенка.
Соседнее здание багажно-билетного центра тоже будет перестроено. Камеры хранения из подвала переедут на первый этаж. Кассовый комплекс полностью поменяют и установят кассы открытого типа. Для всего этого потребуется полная замена всех инженерных сетей.
- Будет обновлена вся навигация: и динамическая, и статическая. Голосовое оповещение будет на двух языках. На сегодняшний день разработан софт «Централизованная система информирования пассажиров», которая позволяет визуальную информацию выдавать на любом языке. То есть, если приедут финны, мы запросто сможем выдавать на табло информацию на финском. Если приезжают китайцы, можно будет загрузить китайский. Вокзал делаем современным. Вокзал будет умным. Все современные технологии постараемся здесь применить, - рассказал главный инженер Северо-Западной дирекции железнодорожных вокзалов Виктор Буряк.
С заботой об инвалидах
Не стоит зарекаться, но возможно в Петрозаводске появится здание, удобное для инвалидов. Во всяком случае, в планах не только пандусы. На вокзале будет лифт, будут подъемники, как вертикальные, так и наклонный в тоннеле. Предусмотрен проектом отдельный санузел с кнопкой слива, откидными поручнями и кнопкой экстренного вызова. Для слабовидящих людей в кассовом зале и камере хранения предусмотрят мнемосхемы, а в местах перепада высот для отделки используют тактильную плитку из холодного пластика.
Интересно, что железная дорога готова еще и предоставить инвалидам работу. Чуть выше уже было сказано, что на вокзале появится свой колл-центр. Именно в нем смогут работать люди с нарушениями опроно-двигательного аппарата, то есть инвалиды-колясочники. Сюда готовы принять до десяти таких сотрудников. По словам Буряка, переговоры с Центром занятости уже идут.
Цена вопроса
И все же самое дорогое во всем этом грандиозном плане - реставрация помещений и фасадов. Стоимость работ по реставрации со стороны путей заложена в проекте реконструкции первой платформы. Напомним, это 156 миллионов рублей. На все остальное потребуется еще 600 миллионов. Реконструкцию вокзала планируется завершить в третьем квартале 2019 года.