aif.ru counter
27.06.2019 08:27
418

Владимир Зорин. Почему у Петрозаводска нет своего лица

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. «АиФ-Карелия» №26 26/06/2019
Владимир Зорин / Из личного архива

Через месяц в Петровской слободе, расположенной на месте снесённых корпусов Онежского тракторного завода, появится неординарная скульптура, которая разом увековечит память тракторостроителей и подчеркнёт аутентичность нашего края. Автор нового арт-объекта – известный художник Владимир Зорин.

Символики нет

Антон Соловьев, «АиФ Карелия»: Владимир Викторович, мэрия решила перенести скульптуру «Дерево дружбы» с одноимённой аллеи на набережную. С художественной точки зрения это хорошее решение?

Фото: Из личного архива/ Владимир Зорин

Владимир Зорин: «Дерево дружбы» – один из достойных арт-объектов советского времени, его нужно хранить и беречь. Есть повреждения, но они не столь существенны. Поэтому скульптуру лучше привести в порядок, а не переносить. Ведь в основном с советских времён остались монументальные памятники. А «Дерево дружбы» и по замыслу, и по пропорциям – очень хороший объект.

– Но на место «Дерева дружбы» хотят установить стелу «Город воинской славы».

– Архитекторы уже охрипли в попытках убедить городские власти и общественность в том, какие места подходят для размещения стелы. Они – люди, которых надо слушать. Потому что они – профессионалы. Общественное мнение тоже хорошо, но когда вы идёте к хирургу, вы что, к общественному мнению прислушиваться станете? Или будете хирурга слушать?

– Вопрос риторический. Некоторые склонны видеть в установке стелы «Город воинской славы» на месте «Дерева дружбы» символику, знаки времени.

– Да нет, это, скорее, случайность. Замысла такого рода тем более нет. Конечно, победа в такой тяжёлой войне достойна того, чтобы быть увековеченной. Мы должны помнить, что люди погибли и отстояли нашу родину. Но мы должны гордиться не только военными победами, но и мирными. К сожалению, сегодня о мирных победах практически не говорят. К примеру, в Мурманске я посетил ледокол «Ленин». Первый в мире атомный ледокол был наш, советский. Который по истечении времени был предназначен на слом и чудом уцелел. Вот вы знаете, кто в наше время ведёт арктическую навигацию?

– Нет.

– Вот видите. Про стелу знаете, а то, что мы – единственная в мире страна, которая до сих пор ведёт арктическую навигацию, нет. И мало кто знает. А это ведь то, чем можно и нужно гордиться. Мирным достижениям тоже надо ставить памятники.

– А так называемый Биг-бен нужно было сносить?

– Его не нужно было ставить. Он ни к чему на площади Гагарина. Потому что он загораживал вид на озеро, который открывается прямо с центрального вокзального выхода.

Нечем удивить

– На территории Петровской слободы находится ряд скульптур, которые созданы вами, но какое отношение, к примеру, скульптура комара имеет к Александровскому заводу?

– Что касается арт-объектов, то они также важны. Потому что город – для людей и для жизни. Нужны места, где можно погулять с детьми и куда можно привести гостей. Город должен стать интереснее. Благодаря кому появились скульптуры в Петровской слободе? Строительная компания поддержала меня в моих идеях и проектах. Вообще, сделать город привлекательнее дешевле всего средствами искусства. Уличная графика, стрит-арт, городская скульптура – всё это может сделать город интереснее без значительных затрат. Понимаете, наш город – транзитный. Люди приезжают и в городе не задерживаются: неинтересно. Удивить гостей мы не можем. Да, мы говорим про набережную, но представьте себе приехавшего из Петербурга человека. Его удивишь набережной?

Фото: Из личного архива/ Владимир Зорин

– Навряд ли. Но почему именно комар?

– Потому что должно быть что-то наше карельское, аутентичное. Но ведь в Петровской слободе не только он установлен. Есть ещё арт-объекты под общим названием «Железное собрание». Потому что Петровский завод был непосредственно связан с железом, был изначально железоделательным заводом. Поэтому и металл, и железное собрание. Помимо комара в слободе установлены «Трон», две «Кормушки для птиц», «Поцелуй» архитектора Евгения Фролова и «Лыжи» Игоря Монахова. Кроме того, открыта небольшая уличная галерея и работает пространство «Синий коридор». В итоге там образована культурная среда, местечко, в которое можно приходить и приводить гостей.

Вернуть лицо

– А микрорайоны в городской скульптуре не нуждаются?

– Конечно, нуждаются, даже спорить нечего. Сколько я ходил и доказывал, что на Театре кукол надо установить скульптуры. Считалось, мол, зачем они нужны. А вот сейчас, скажите, плохо, что ли?

– Нет, очень хорошо смотрятся.

– Теперь мы создаём арт-объект «Онежский комар». Делаем его из знаменитого трелевочного трактора ТДТ-40, который сиротливо стоял на территории бывшего ОТЗ. Речь не идёт о той «сороковке», что стоит на постаменте у бывшего заводоуправления. Я ходил вокруг и придумал, как из него сделать арт-объект. И нашёлся человек, который поддержал мой замысел, – Сергей Серёгин. А это дело непростое – десятиметрового комара скрестить с трактором.

– Но такие объекты непривычны нашему взору.

– Трактор этот, скорее всего, всё равно бы увезли и выбросили или на металлолом сдали. А предложенное мной решение способно увековечить нашу историю, но не совсем традиционным способом. Не табличкой из бронзы, о которой вспомнят раз в год, а при помощи такого объекта, к которому горожане будут приходить каждый день. Понимаете, формы сохранения памяти могут быть разными.

Город – для людей и для жизни. Нужны места, где можно погулять с детьми и куда можно привести гостей. Город должен стать интереснее.

– Чего не хватает нашему городу?

– Карелии. Нет заметного  присутствия Карелии в Петрозаводске. Хотелось бы, чтобы на тротуарах лежала плитка, а не асфальт. Мы живём в краю скал, но в городе этого нигде не отражено: асфальт ведь безлик. Площадь Гагарина потеряла лицо, когда дома, стоящие полукругом, выкрасили в грязно-жёлтый цвет. Раньше они были тёмно-красными с вкраплениями из слюды, крыши – зелёными, и ещё стояли голубые ели. Всё это создавало торжественность и подчёркивало северное расположение города.

– Почему так стало происходить?

– Произошли изменения не в лучшую сторону. Теперь нет ни главного архитектора, ни главного художника.

Досье
Владимир Зорин – заслуженный деятель искусств Карелии. Родился в Кировской области, закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной в 1988 году. Автор скульптур на здании Театра кукол и панно на фасаде Национального театра. Работы находятся в собраниях Института передвижных выставок Стокгольма, Музея нонконформистского искусства Петербурга, а также в ряде других стран и городов.

Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество