aif.ru counter
321

Экономическая угроза. Карельские карьеры начали закрываться

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. "АиФ - Карелия" №45 08/11/2017

Для сравнения, в прошлом году было отправлено на 30 тысяч вагонов больше, что составляет около двух миллионов тонн продукции карельских карьеров. Очередную попытку сдвинуть проблему с мертвой точки предпринял советник Главы республики по экономике Юрий Савельев, на прошедшей неделе в правительстве России прошло еще одно совещание.

Вагоны и тарифы

Снижение продаж карельского щебня связано, прежде всего, с острой нехваткой вагонов. Как «АиФ-Карелия» объяснил Савельев, из-за введенной скидки на порожний возврат вагонов через Карелию ежемесячно проходит больше 31 тысячи вагонов, которые республика не может использовать под погрузку щебня. Получается, что щебень лежит на складах, предприятия не могут работать в полную силу, а пустые вагоны «проплывают» мимо них. Есть и другая причина кризиса.
Стоимость аренды полувагонов для перевозки щебня с января 2015 года по сентябрь 2017 года выросла в семь раз - с 5803 рублей за вагон в сутки до более 40 тысяч. В связи с этим несколько предприятий уже просто закрылись.  Другие - выживают.

Карьер предприятия «Порфирит» - единственный в республике, который дробит щебень для производства минерального утеплителя, использующегося в строительстве жилых домов.

«Простая математика. Если в 2016 году мы отправляли вагон до Выборга за 16 тысяч, то сейчас он стоит 48 тысяч рублей. У нас было 8 постоянных партнеров, осталось - 4. Поскольку мы не можем поставлять сырье в срок, фирмы уходят к другим подрядчикам. Если от нас уйдет пара клиентов, то нам придется закрываться. А сейчас на карьере работает больше ста человек», - рассказал начальник отдела снабжения и сбыта компании Николай Гунько.

На соседнем карьере в Кондопожском районе ситуация похожая: когда склады затарены, а вагонов не хватает, карьер просто не работает.

«Наши мощности позволяют добывать 2,4 миллиона тонн щебня в год, сейчас же мы производим только 1,3-1,5 миллиона тонн. Для того чтобы работать в полную силу, нам нужно порядка 70 вагонов в сутки, а не 50 как сейчас», - пояснил управляющий директор «Сунского карьера» Сергей Болотов.

Казна пустеет

Карельский бюджет, и без того дефицитный, теряет в этой ситуации налоги. По предварительным подсчетам правительства, предприятия горнодобывающей промышленности в Карелии потеряли только за этот год порядка 1,2 миллиарда рублей прибыли, а республиканский бюджет в свою очередь - 400 миллионов.

«Мы работаем с компаниями-операторами, Федеральной антимонопольной службой, АО «РЖД». Разрешить ситуацию может принятие дополнительных мер по тарифному регулированию железнодорожных перевозок и привлечение дополнительного парка вагонов. В министерстве транспорта России состоялось совещание, где рассматривалась такая возможность. Соответствующее поручение дано одной из федеральных компаний», - рассказал Юрий Савельев.

Свет в конце тоннеля

Параллельно в нашем правительстве прорабатываются и другие варианты решения проблемы, в том числе возможность заключения долгосрочных сервисных контрактов между грузоотправителями и операторами. С компанией «РЖД» обсуждается вопрос увеличения скорости движения вагонов за счет сокращения тарифного расстояния и простоев.

Еще один возможный выход - равномерная отправка грузов в течение года. Ведь зимой загрузка вагонного парка гораздо ниже, а на перевозку по железной дороге можно получить скидку. Чтобы возить щебень и зимой, нужны склады в Ленинградской и Московской областях, а также банковские кредиты на то время, пока компании не продадут свой товар. Также чиновники правительства думают и о создании собственной компании-оператора, для того чтобы довозить грузы до Ленинградской области.

Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах