14 октября в Петрозаводске при поддержке «АиФ-Карелия» прошла пресс-конфренция «Электронные услуги и сервисы Росреестра». Специалисты госучреждения и эксперты развеяли миф о том, что регистрация сделок с недвижимостью и кадастровый учет – это головная боль и многочасовые хождения по кабинетам чиновников.
Как рассказала заместитель руководителя карельского Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Татьяна Полякова, ведомство активно включилось в реализацию плана правительства РФ «Трансформация делового климата», принятого в январе 2019 года. На сегодня больше 36 % документов подаются дистанционным способом. Любую операцию с недвижимостью можно провести в электронном виде, что стало особенно актуальным во время эпидемии коронавируса. Тем не менее о новых возможностях знают далеко не все. На пресс-конференции были даны ответы самые актуальные вопросы.
Какие услуги Росреестра доступны он-лайн?
На официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.ru) в разделе «государственные услуги» доступны все базовые услуги ведомства:
- государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- постановка объектов недвижимого имущества на государственный кадастровый учет;
- получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
«Электронный сервис не только избавит от похода по кабинетам, но также заявитель получит скидку в 30 % при оплате государственной пошлины. Более того, электронные заявления рассматриваются быстрее. Так, в случае, если документы подает нотариус, оформление займет один день, а ведь большинство сделок с недвижимостью требует нотариального заверения», - пояснила эксперт отдела правового обеспечения Управления Росреестра по РК Ксения Панченко.
Как воспользоваться сервисом?
На сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги и сервисы» нужно выбрать необходимую услугу: «Государственный кадастровый учет» либо «Государственная регистрация прав». Дальше:
- заполнить форму заявления (сайт подскажет, как это сделать);
- загрузить файлы электронных документов или электронных образов документов, прилагаемых к заявлению, в паре с файлами электронной подписи (УКЭП);
- проверить введенные данные;
- подписать заявление УКЭП;
- получить сформированный номер заявления и сохранить его для дальнейшего отслеживания статуса;
- на указанную электронную почту придет уведомление с кодом платежа для оплаты государственной пошлины;
- пройти по ссылке, сформировать квитанцию и оплатить госпошлину;
- выписка из ЕГРН придет также на электронную почту в виде ссылки или в форме электронного документа.
Может ли Росреестр отказаться рассматривать электронное заявление?
Есть одна особенность, которая может привести к такому результату. При подаче документов на государственную регистрацию перехода, прекращения права физического лица на объект недвижимости нужно внести в ЕГРН запись о возможности государственной регистрации на основании заявлений и документов, подписанных электронной подписью (УКЭП), пояснил заместитель директора карельского филиала «ФКП Росреестра» Роман Тренин.
Из этого правила есть несколько исключений. Такую запись перед подачей заявления можно не вносить, если документы на объект недвижимости представлены:
- органом государственной власти или местного самоуправления;
- нотариусом в случаях нотариально удостоверенной сделки;
- если договор купли-продажи заключен с использованием сервиса банка-партнера Росреестра;
- если электронное заявление и документы подписаны УКЭП, полученной через удостоверяющий центр Кадастровой палаты.
Как получить электронную подпись и сколько это стоит?
Сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) можно получить, например, в созданном на базе Кадастровой палаты удостоверяющем центре, филиал которого есть и в Карелии. Для этого необходимо:
- зарегистрироваться на сайте палаты (https://uc.kadastr.ru) в «Личном кабинете» и подать заявку, перейдя во вкладку «Сервисы и услуги», где выбрать «Удостоверяющий центр»;
- загрузить сканы документов: паспорт, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);
- оплатить услугу;
- пройти процедуру удостоверения личности по адресу: Петрозаводск, пр. Первомайский, д. 33, телефон (8142)71-73-46 (с собой нужно взять оригиналы документов).
Сертификат электронной подписи будет доступен в «Личном кабинете». Его можно скачать на флэш-карту и использовать для получения государственных и муниципальных услуг.
Стоимость одного сертификата - 700 рублей. Срок его действия - 1 год 3 месяца.
Может ли нотариус сам подать электронные документы?
«Да, при нотариальном оформлении сделки с недвижимостью, с согласия сторон нотариус обязан незамедлительно, не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы», - говорит нотариус Татьяна Васильева.
При этом могут возникнуть причины, из-за которых у него нет возможности воспользоваться электронным сервисом. В таком случае он обязан представить бумажные документы не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора. Интересно, что понятие «перечень не зависящих от нотариуса причин» остается размытым, поскольку оно не регламентировано законом.
Какие сделки можно заключить через банк?
Карельское Управление Росреестра в качестве эксперимента сейчас сотрудничает только со Сбербанком. Как рассказала начальник отдела по работе с партнерами Карельского отделения № 8628 Наталья Сильвентойнен, в основу совместного проекта легли такие виды сделок, как:
- договор участия в долевом строительстве, предметом которого является один объект;
- договор купли-продажи недвижимости, заключенный, в том числе, с использованием кредитных средств.