Пенсионерам начали возмещать расходы на бензин в случае путешествий на собственном автомобиле. Как водится, сумма и порядок компенсации устраивают далеко не всех. В то же время многие отмечают, что новая льгота оказалась не лишней, а размер возмещения – вполне приличным.
Показания разнятся
Пенсионный фонд ещё не успел сделать первые выплаты, как от пенсионеров-автопутешественников посыпался шквал обращений. Немудрено – ведь вопросов здесь куда больше, чем при компенсации затрат на перелёт самолетом или поездку поездом. Нужно ли ставить отметку по месту отдыха? Возместят ли проезд по платным дорогам? Компенсируют ли расходы на ночевки в мотелях? Можно ли пользоваться льготой сначала одному супругу, а потом другому? И если компенсация рассчитывается по цене железнодорожного билета, то как быть тем, у кого железная дорога за двести вёрст? Возникают вопросы и к сумме выплат.
«Возмещение трат за поездку просто фикция, – считает житель Кондопоги Владимир Зотиков. – Где найти правду? Потрачено 12 тысяч, вернули 3 тысячи 700 рублей. Вот вам возмещение фактических трат».
Впрочем, опыт использования новой льготы у всех разный. Встречается и положительный.
«О возмещении затрат на бензин мы ничего не знали – сын подсказал, – рассказывает житель Прионежского района Дмитрий Соколов. – Вышло так, что в Крым мы отправились 20 августа, а постановление вступило в силу 24 августа. Предположили, что компенсируют расходы только в обратную сторону – так оно и оказалось. Уточнили в пенсионном фонде порядок компенсации, взяли на вокзале справки по 180 рублей за человека и записались в МФЦ. От Петрозаводска до Феодосии почти 2700 километров – примерно 11-12 тысяч на бензин, которые нам и выплатили».
К слову, в конце октября цена плацкартного билета от Петрозаводска до Анапы составляет 4000-4500 рублей. Правда, ехать придётся с пересадкой – в несезон прямого сообщения нет.
Особенности расчёта
Разность показаний находит простое объяснение в методике расчёта компенсации. Как пояснили в региональном отделении пенсионного фонда, сумма возмещения рассчитывается по цене плацкартного билета. Если же поблизости от места жительства железной дороги нет, то расчёт делается от ближайшей железнодорожной станции. Поэтому отправляясь отдыхать из Пудожа в Териберку действительно можно получить далеко не всю сумму расходов на бензин. Такая вот дискриминация по железнодорожному принципу.
Ограничивает размер компенсации и расчёт километража поездки по кратчайшему пути. По рекомендации министерства цифрового развития пенсионный фонд использует интернет-сервис «Яндекс.Карты». Поэтому крюк к родственникам в Самару – за собственный счёт. Как и излишне быстрая езда – нормы расхода топлива утверждены министерством транспорта для каждой модели и марки автомобиля. Сыграть на руку пенсионеру может только динамическое ценообразование от «РЖД». Расчёт делается по цене билетов на дату поездки, а поэтому в сезон и праздники можно выгадать.
Предъявить пенсионеру нужно: оригиналы чеков с заправок, паспорт транспортного средства и справку с железнодорожного вокзала. Если за возмещением обращается супруг или супруга, то дополнительно потребуется свидетельство о браке. Если документ утерян, то сначала стоит идти в ЗАГС за его восстановлением. Справок с места отдыха – как и чеков с придорожных гостиниц и платных дорог – предъявлять не надо. Водительские права тоже предоставлять не нужно. За рулём может быть супруг, а деньги выплатят через супругу. Или другой вариант: пенсионер вовсе может не ездить за рулем, но на отдых он едет с сыном или дочерью. Компенсируют проезд и в таком случае. Кстати, возмещение предоставляется раз в два года, но когда супруги отдыхают вместе, то по факту – ежегодно. Обращаться может сначала один, потом другой.
История вопроса
У вопроса долгая история. Депутаты законодательного собрания Карелии подавали инициативу с 2015 года, но получали отказ от федерального министерства социальной защиты. Как рассказывал депутат ЗС РК Вадим Андронов, в ответах ведомство ссылалось на усталость пенсионеров от длительных поездок на автомобиле, а поэтому если и побуждать старшее поколение к путешествиям, то общественным транспортом. У депутатов же были свои аргументы. На севере не во всех районах под боком аэропорт или вокзал, а поездка с пересадками вряд ли комфортнее путешествия на авто. Да и дороги уже не те, что были даже десять лет назад. В итоге министерство сдало позиции и у официально неработающих пенсионеров появилась ещё одна льгота.