Первые телефоны в Петрозаводске появились в 1896 году. Проволочной линией была соединена квартира губернатора с его канцелярией и с соседним домом губернского правления. Телефонные аппараты были распределены, конечно, чиновникам и зажиточным купцам. Но некоторая часть технических чудес перепала и населению для экстренных нужд. Например, аппараты были у заводской и земской больницы, на спасательной станции, у брандмейстера, два телефона – на постах городовых, в центре и на Зареке. Только один врач, акушер-гинеколог И. М. Рясенцев был телефонизирован, и то только потому, что был казначеем телефонной компании.
Тятенька не велели
В 1901 году предприниматель инженер М. А. Токарский учредил первую в губернии частную телефонную компанию. Технически все его хозяйство размещалось в здании бывшей гауптвахты на ул. Мариинской (сейчас это место на пр. К. Маркса занимает Театр кукол). Там и сидели телефонные барышни, соединявшие с нужными абонентами. Первая сеть была рассчитана на 50 номеров. Скоро их стало явно маловато. Часто горожане стали жаловаться, что владельцы аппаратов не подпускают никого из посторонних к своим телефонам. Так, сын купца Тихонова не дал вызвать врача, потому что «тятенька не велели».
Не звони в грозу – убьет
За пару лет петрозаводчане уже совершенно освоились с новшеством, были отмечены даже случаи телефонного хулиганства в адрес барышни-операторши или другого абонента. Кстати, расходы на сооружение линии связи брало на себя земство. Оно же подсчитало свои возможности и не согласилось гнать 132 версты проводов до Вознесенья. Иное дело – в Петрозаводске. Телефонная компания со своей стороны пообещала походатайствовать об увеличении номеров, а заодно напомнила о правилах пользования аппаратами. Последний пункт правил гласил: во избежании несчастных случаев во время грозы ни в коем случае не пользоваться телефоном, а слуховая трубка должна висеть на рычаге.
Квакайте громче – вас плохо слышно!
Заметка в губернской газете через некоторое время с удовлетворением констатировала: «Телефон прививается все более». Причина – снижение абонентской платы. А все почему? Вместо 50 абонентов в Петрозаводске теперь целых 77 телефонизированных горожан. Но качество звукопередачи компания пока еще не гарантировала: «Нельзя не пожелать, чтобы проволока возможно яснее передавала разговор. Часто вместо слов слышно какое-то хрипенье и кваканье». Высказан также деликатный укор насчет «возможно частого технического осмотра аппаратов, который был бы весьма желателен».
Требует замены
Телефонная компания через некоторое время приняла меры. Поменяла слишком короткие и тонкие столбы на улицах Пушкинской и Малой Подгорной. Заменила часть железной проволоки бронзовой. «На операцию ее ушло 11 пудов!»
А тут снова – жалоба. В этот раз на ночного дежурного. «Звоню ночью и прошу соединить с таким-то номером. Дежурный важно вразумляет меня: нечего, мол, по пустякам беспокоить людей (то есть самого себя) ночью. Звоните, господин, утром. Но я снова звоню и прошу сделать соединение. Дежурный спросонья теряет рассудительность и пушит меня матом. Верно, он не дорожит службою…»
Компания сделала надлежащие выводы. Дежурного монтера Зайцева уволили, дежурство ввели не на восемь, а на пять часов, и наняли еще двоих телефонных барышень с жалованьем 10 рублей.
Алло, извозчика!
В 1912 году ввели новшество – вызов извозчика по телефону. При полиции установили дежурство ночных извозчиков. Мужественный полицейский дежурный принимал заказ – и пролетка подавалась к подъезду. Плата – по таксе. Отсюда и название будущего автомобильного извоза.
Вот так, через посредников, то есть телефонисток, полицейских дежурных и т.д., шли сообщения по бронзовым проводам. Только через много лет в города поставили автоматическую телефонную станцию (АТС) в здании на углу пр. К. Маркса и ул. Дзержинского. Эра «телефонных барышень» ушла в прошлое. На горизонте маячили беспроводные средства связи.