Примерное время чтения: 3 минуты
816

Город по старым лекалам. Новый генплан нуждается в пересмотре

Ознакомиться с проектом генерального плана Петрозаводска теперь может любой желающий. В начале июня документ со всеми деталями и пояснениями опубликовал московский проектный институт АО «Союздорпроект», подрядившийся провести разметку города на ближайшие полтора-два десятилетия. Обнародованный генплан фактически стал пятым по счету, но все равно вызвал множество вопросов как у горожан, так и у архитекторов.

Болевые зоны

Наибольшие опасения разрабатываемый документ вызывает у жителей новых микрорайонов, граничащих с лесными массивами. Вчерашние новоселы рассчитывали на спокойную жизнь без шумных автомагистралей и лишних прохожих, но новый генплан грозит похоронить все надежды жителей новостроек. В частности, дамоклов меч разработчики документа занесли над тропой Ивана Царевича на Древлянке, лыжной трассой «Фонтаны» и парком Защитников города на Кукковке. Так, на месте тропы должна пройти автомобильная дорога.

«Сказать, что мы крайне удивлены такому повороту событий – ничего не сказать, – пишут в обращении к мэрии жители Древлянки. – Несомненно, город должен развиваться, но при его развитии нужно учитывать уже построенное, неужели денежные средства, внесённые жителями, городом, республикой уйдут в никуда? Кроме того, идет строительство улицы Оборонная, так что, даже если бы не было нашей тропы, необходимость в еще одной дороге весьма сомнительна».

«Фонтаны» ожидает менее прискорбная участь: полностью уничтожить лыжную трассу не планируют, но пересечь автомагистралью хотят. Новая дорога должна пройти за жилым комплексом «Скандинавия» и микрорайоном Древлянка-7, а выйти на шоссе до Орзеги. Многие жители полагают, что пересечение лыжной трассы магистралью приведет к деградации лесопарковой зоны. Это если над лыжней построят путепровод. А если не построят, то лыжни попросту не станет. Парк Защитников города в новом генплане остается парком, однако стоит горожанам ослабить хватку, как он тут же может превратиться в зону жилой застройки.

Разруха в регламентах

Проблема планировки городских территорий заключена не только в генеральном плане. Не менее важны два других документа – правила землепользования и застройки и проект планировки территории. В таких правилах сказано, что можно строить в тех или иных зонах. К примеру, в зонах многоэтажной застройки, помимо жилых домов этажностью выше пяти, можно строить школы, магазины, спортсооружения, а также разбивать парки и скверы. Но как именно и сколько чего строить, в таком документе не сказано. Этажность зданий, расположение высотных доминант, число жителей, школы и детсады – все это уже регламентировано проектом планировки территории.

«Проблема в том, что, в отличие от правил землепользования, проекты планировок не всегда обязательны для исполнения, – говорит архитектор Евгений Таев. – Получается, что строится то, что сегодня наиболее выгодно. То есть жилье. В итоге может так произойти, что все застроится жилыми домами и для других объектов места просто не останется, а говорить о комфортной среде и архитектурных ансамблях попросту не придется. Это звено утрачено, и его отсутствие очень мешает созданию качественной городской среды. Особенно показательный пример – Перевалка. Она была застроена усадебными домами, застройщики выкупают участки и застраивают типовыми панельными многоэтажками. Если так будет дальше, то Перевалка станет самым неудобным районом».

Немаловажную роль играют и нормативы расчета парковочных мест – особенно когда они 1989 года, а автомобилей стало в четыре раза больше. Четыре года назад вышли новые нормативы – одно место на одну машину, но в действие введены они так и не были. Правила можно установить и на уровне города, но вопрос пока толком не рассматривается.

Самая большая разруха царит не в документах, а в головах. Критическая масса управленцев, строителей и просто горожан по-прежнему полагает, что жить в циклопических многоэтажках можно, а ездить по городу на автомобиле – нормально. Поэтому-то города продолжают кроить по лекалам столетней давности, в которых пространство не соразмерно человеку, а автомобилям – и почет, и дорога.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах