Полузабытая историческая легенда может стать популярным туристическим маршрутом. В Карелии активно работают над научно-исследовательским проектом «Осударева дорога», которая в перспективе может стать культурно-историческим маршрутом, который не только расскажет туристам о героических страницах истории края, но и позволит вовлечь в «культурный туризм» деревни и поселки карельского Севера.

Фрегаты тянули волоком
Надо отметить, что проект «Осударева дорога» существует в Карелии уже не первое десятилетие. Историки до сих пор спорят о том, что именно происходило в начале 18-го века в нашем краю, но самая популярная версия гласит, что «Осударевой дорогой» назывался путь, по которому в период русско-шведской войны из Белого моря в Онежское озеро и далее, к будущему Санкт-Петербургу, осуществлялась транспортировка войск и грузов.

Более того, по легенде наши предки даже сумели волоком переправить в Неву из Архангельска два малых фрегата «Святой Дух» и «Курьер», для содействия войскам во взятии шведских крепостей. Построена дорога была по распоряжению Государя Петра Первого - отсюда и её простонародное название «Осударева».
Впрочем, некоторые историки считают, что архивные и ландшафтные исследования перемещение морских судов по Осударевой дороге не подтверждают. Один из основных источников того времени - Журнал Петра Великого, составленный кабинет-секретарем А.В.Макаровым, комментируя это событие, лишь обозначает сам факт: «... учинили морем транспорт... к деревне Нюхче, а оттоль сухим путем до деревни Повенца через пустые места и зело каменистые». Про то, как тянули фрегаты - ничего не говорится. Однако энтузиасты считают, что недостаток сведений в архивах еще не говорит о принципиальной невозможности перемещения фрегатов.

Значение дороги
Как бы то ни было, но по мнению историков путь Петра Первого по лесам и болотам Карелии от села Нюхча до Повенца, названный «Осударевой дорогой», сыграл исключительную роль в военно-политической истории России и в судьбе стран Северной Европы. В результате стратегического перемещения войск русские в октябре 1702 года одержали первую впечатляющую победу над шведами, взяв Нотебург на Ладоге, обеспечив тем самым России возврат берегов Невы и выход к Балтийскому побережью.
Вскоре после падения Ниеншанца в мае 1703 года на Заячьем острове царь Петр заложил дерево- земляную Петропавловскую крепость с бастионами, имеющими имена участников похода по «Осударевой дороге» (Нарышкина, Трубецкого, Зотова, Головкина, Менщикова и своего имени). Фортеция, возводимая по проекту французского генерала Ламбера де Гэрена, также участника петровского рейда в тайге Карелии, превратилась в первое инженерное сооружение будущей имперской столицы - Санкт-Петербурга. При этом обстоятельства строительства трассы за 14 суток длиною более чем 170 верст и преодоление её пятью батальонами лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков с генералитетом и царскими фаворитами в течение восьми ходовых дней до сих пор поражает сознание и представляет исторический парадокс.
Современный проект
В письменных историко-архивных и картографических источниках, а также в народных преданиях точное натурное месторасположение трассы оказалось стертым и незафиксированным.
Точные координаты прохождения дороги не известны. Большая часть дороги не найдена.
Предположительный маршрут дороги начинается с мыса Вардегорский — место десанта армейской группы Петра I в ночь на 17 августа 1702 года, и через село Нюхча, где с 16 на 17 августа 1702 года ночевал Петр Первый, через Патрикееву Сюрьгу, реку Сума, которая была форсирована армейской группой 18 августа 1702 года, до Петровского Яма - места временной стоянки армейской группы. Еще в 1993 году в Петрозаводске был создан исследовательский проект «Осударева дорога», в рамках которого организуются поисковые экспедиции для определения на местности координат Осударевой дороги. Кроме того, уже давно создан туристический маршрут, по которому возят туристов.
Сейчас у этого проекта есть шанс на то, чтобы обрести второе дыхание. 21 декабря на заседании отделения Русского географического общества в Республике Карелия состоялось представление Карельской региональной общественной организации по проведению научно-исследовательских экспедиций «Осударева дорога». Председатель Совета КРОО Сергей Никулин рассказал об итогах исследований и продемонстрировал слайд-фильм. Исполнительный директор Юрий Русанов остановился на стратегических и текущих планах работы. По его словам, в перспективе необходимо добиваться получения статуса достопримечательного или памятного места, разрабатывать культурно-исторический туристский маршрут, производить геосканирование трассы. А уже в 2017 году предполагается презентовать проект на фестивале в Санкт-Петербурге и провести научно-практическую конференцию в Нюхче, посвященную 315-летию Осударевой дороги. Члены Русского Географического Общества в свою очередь высказались о необходимости тесного сотрудничества с организацией.
Если эта перспектива будет реализована, то, возможно, Карелия получит новый перспективный туристический маршрут, который станет еще одним брендом региона, позволяющим привлекать в Карелию туристов.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть