Жители районов республики Карелия в последнее время испытывают большие трудности с общественным транспортом. Зачастую многие не могут добраться до работы или учебы. Либо перевозчики бастуют, либо автобусы под арестом. Власти борются с нелегальными перевозками, а победители конкурса отправлять автобусы в убыточные рейсы по районам республики отказываются.
Как решают ситуацию?
Кондопожане, несмотря на то, что месяц назад в городе кипели страсти, и бастовали перевозчики, наконец-то смогли уехать на свои дачи и загородные дома. А жители районов летом смогут попасть в больницу. Местный перевозчик Данилкин возобновил автобусное сообщение по межмуниципальному направлению.
«Добираемся, кто как может, - рассказала нам Евгения Фролова, жительница Кондопоги. - Всю зиму не ходили у нас автобусы по нашему расписанию. Вот первый рейс пустили. А так один раз пришлось такси брать, но 1000 рублей, знаете, с пенсии, нам так ездить никак. А земелька нас кормит, мы и стремимся туда».
ИП Данилкин в Кондопоге работает более 14 лет. Однако с прошлого года его компанию и других карельских перевозчиков стали называть нелегалами. Проблемы у предпринимателей в Карелии начались после объявленного госконкурса на осуществление перевозок. Небольшие транспортные компании просто не смогли участвовать в этом тендере. И остались без работы.
«Основным требованием на этом конкурсе стало количество автобусов, которые должны быть у перевозчика, -рассказала Татьяна Матвеева, заместитель директора ИП. - В Карелии с таким количеством автобусов к моменту конкурса просто не было и нет. Самый маленький лот был на 17 автобусов. В Карелии таких перевозчиков нет. У нас у всех у кого 3, 5 и 10 автобусов».
Кто укрупнил лоты?
Комитет по транспорту в Карелии на конкурсе в прошлом году укрупнил лоты с 98 до 4. Таким образом, небольшие транспортные компании просто не подошли по условиям аукциона. Перевозчики считают, что конкурс был проведен с нарушениями, их жалобу поддержал УФАС. Сейчас они оспаривают результаты электронного аукциона в судах. Но пока точка в этом деле не поставлена, и у перевозчиков нет договоров с госкомитетом, они вынуждены были перейти на заказные рейсы.
«Без билетов войти пассажиры в автобус не могут. При заказных перевозках такое требование по законодательству. Это ограничение, естественно, это неудобно ни пассажирам, ни нам», - отмечает Татьяна Матвеева.
Кто несет ответственность?
Виктор Дроздов, председатель комитета по транспорту Карелии отмечает, что перевозчики, которые не участвовали в конкурсе и не выиграли тендер должны были сразу уйти с рынка, но этого не сделали.
«Они занимаются перевозками незаконно, -объяснил Виктор Дроздов, председатель комитета по транспорту Карелии. - Они не имеют права на это. А участвовать в конкурсе они могли, для этого нужно было провести лишь некоторые юридические процедуры по объединению двух-трех перевозчиков вместе, чтобы иметь необходимое количество транспортных средств. Что касается нашумевшей истории с ИП Данилкиным, то и до 15 года он осуществлял нелегальные перевозки, а по-другому их назвать нельзя, потому что вытесняя законного перевозчика с рынка, вносится сумятица в движение перевозчика, который работает с автовокзала, где все законно».
Кроме того, Виктор Дроздов сказал, что перевозки по району – это прерогатива муниципалитета. Местное самоуправление должно договариваться с перевозчиками об этих рейсах. А пока пассажиров возят нелегалы, с которыми власти обещают серьезно бороться, пассажиры никак не защищены: ни страховкой жизни (легальные перевозчики обязаны оформлять на каждого пассажира такую страховку), ни постоянным расписанием.