Самой красивой деревней в России признана историческая деревня Кинерма, расположенная в Пряжинском национальном районе Карелии. Об этом ТАСС сообщил президент ассоциации "Самые красивые деревни России" Александр Мерзлов. Это решение стало своего рода промежуточным финалом удивительной истории.
Истории о том, как бизнес-проект по развитию деревенского туризма мало того, что спас умирающую старинную деревню, так еще и сохранил уникальное культурно-историческое наследие, интересное не только россиянам, но и жителям соседних стран.
В Кинерму попасть не слишком трудно - в нескольких километрах от деревушки проходит федеральная трасс "Петрозаводск"-"Сортавала" и из того же Санкт-Петербурга сюда можно доехать за несколько часов. Придется, конечно, на последних километрах немного потрястись по ямам и ухабам неремонтированной с прошлого века дороги, но зато удивительные природные виды с лихвой искупят все дорожные затруднения. Огромные ели, гигантские валуны, чистые вода и воздух, тишина.
Хотя так было не всегда. Старинное карельское поселение, которое было известно с 16-го века, Кинерма к концу 90-х находилась на грани полного исчезновения: постоянно здесь проживал всего 1 человек, и, казалось, деревню вот-вот постигнет судьба тысяч подобных населенных пунктов. Однако петрозаводчанка Надежда Калмыкова, предки которой были родом из Кинермы, сумела возродить деревню: теперь сюда едут туристы со всего мира, число постоянных жителей Кинермы резко выросло, а Калмыкова даже подумывает о возможности возрождения вокруг деревни сельского хозяйства.
Уникальная деревня
- Впервые в писцовых книгах наша деревня упоминается еще в начале 16-го века, и сейчас найдены новые документы, согласно которым в этом году можно будет отметить 520 лет существования Кинермы. Люди здесь жили издавна, так как поля вокруг деревни очень подходили для ведения сельского хозяйства. Как и вся Карелия, Кинерма знала разные времена – и хорошие, и плохие, - рассказывает Надежда Калмыкова.
Деревня пережила, как минимум, два иноплеменных нашествия, после которых её, спаленную дотла, пришлось восстанавливать – сначала шведское, потом польско-литовское. А свою уникальность деревня приобрела после того, как в Кинерме появилась собственная чудотворная икона. По легенде, солдат из Кинермы служил в дальних краях, и когда он уже собирался вернуться домой, во сне ему явилась Богородица и рассказала, где в соседнем поле лежит икона. Солдат взял икону, пошёл домой, по дороге с ним множество чудес случилось – так крестьянин, у которого он остановился на постой, попытался икону украсть, но ослеп, и зрение вернулось только после того, как солдату возвратили украденное.
Когда он вернулся домой, то икону сначала поместили в храме соседнего большого села, Ведлозера, но икона трижды исчезала, и каждый раз обнаруживалась в древней культовой роще карел, что в Кинерме. В конце концов, карелы поняли, что ей надлежит здесь быть, и воздвигли в роще часовню – так она и стоит по сей день, в окружении языческих вековых сосен. А Кинерма стала единственной деревней в Олонецкой губернии, у которой была своя чудотворная икона.
Но пришла советская власть, в 39-м году с часовни скинули крест и колокол, а в 79-м икону забрали в музей Изобразительного искусства г. Петрозаводска.. Деревня же, в которой еще в 70-е годы кипела жизнь, начала чахнуть, и к началу 2000 здесь остался жить только 1 человек.
Начинали втроем
Так бы Кинерма и повторила судьбу многих и многих неперспективных деревушек России, если бы не энтузиазм и организаторские способности Надежды Калмыковой, которая не смогла смотреть, как её любимая деревня медленно умирает.
- Так получилось, что мое детство все было связано с Кинермой. Сама я родилась в Петрозаводске, но моя мама был одной из 12 братьев и сестер (шестеро, впрочем, умерли еще в детстве), которые родились в семье Егоровых, живших в Кинерме. Фамилия Егоровых в Кинерме прослеживается, как минимум, с начала 18-го века. Здесь жили моя дедушка и бабушка, и поэтому нас с сестрой в детстве постоянно отправляли к ним, в деревню. К тому же моя мама частенько к ним ездила, они же были старенькие, и поэтому мы постоянно дома вспоминали про Кинерму. Потом мы обе с сестрой закончили только-только открывшееся в Петрозаводском университете отделение карельского языка. Я какое-то время поработала учителем в школе, потом в Госкомитете по делам национальностей, и на некоторое время уехала в Финляндию, где обучалась по специальности, которую по-русски можно было бы назвать «организатор культурной работы» . Сестра тем временем тоже вышла замуж за однокурсника и вместе с ним уехала в Финляндию, я же, когда вернулась, то обнаружила, что осталась без работы: госкомитет реорганизовали и мое место сократили, - вспоминает Надежда Калмыкова.
Тогда-то ей в голову впервые и пришла идея попробовать себя в бизнесе. А определиться с точкой приложения сил помог случай: факультет архитектуры университета Оулу (Финляндия) искал место для студенческой практики, и им предложили Кинерму. Те приехали, и оказались очень удивлены увиденным – как выяснилось, в Кинерме сохранился в натуральном виде, а не в качестве музейных декораций, весь традиционный хозяйственный комплекс карельской деревни. Дома, баня, часовня, культовая роща. В самой Финляндии такого уже не осталось.
Финны всё описали, замерили, несколько раз сюда приезжали группы студентов с факультетов архитектуры, и постепенно сформировалась представление о том, что Кинерма – уникальный памятник, и его надо сохранять. Однако у российского государства в конце 90-х годов денег на реставрацию и охрану Кинермы не было.
- Мы ходили, спорили, убеждали, с нами соглашались, но никак не помогали. Дело в том, что все дома в Кинемне являются частной собственностью, а в России нет закона компенсирующего расходы хозяев на реставрацию частных домов-памятников. И тогда мы решили, что нужно браться за дело самим, и создали втроем – я, сестра и мама, Фонд, который тогда назывался «Ладожская Карелия», - говорит Калмыкова.
Едут за красотой и тишиной
Конечно, превратить Кинерму из умирающей деревни в место, популярное у туристов, оказалось не так-то просто. Банки кредиты под столь неочевидный бизнес-проект не давали, государство не помогало. На помощь пришли финны - в соседней сране создали общественную организацию «Друзья Кинермы», которая сумела получить несколько грантов. На эти деньги семья Калмыковой отремонтировала кровли в домах, привела в порядок несколько зданий в деревне, создала музей деревни, отремонтировалачасовню, в общем, деревня зажила. Сама Калмыкова со всей семьей сюда переехала на постоянное место жительство, и с тех пор так тут и работает –она по женской части хозяйствует, муж – по мужской, сыновья на подхвате: то по дому помогут, то экскурсию проведут. Вслед за Калмковыми в деревню вернулись и еще некоторые потомки жителей Кинермы, и в летние месяцы здесь постоянно живут по 15-20 человек.
Достижением стало и то, что Кинерма попала в туристические маршруты и сюда поехали туристы.
В 2015-м году Кинерму посетили где-то порядка 2 с половиной тысяч человек, в 2016-м этот рекорд будет побит. Кто-то просто приезжает одним днём – деревню посмотреть, поучаствовать в мастер-классе по приготовлению традиционных карельских калиток, а кто-то останавливается и подольше.
- Почему едут – понятно. Как сказал один турист из Питера, он у нас утром проснулся, и испугался: подумал, что оглох. Такая тишина стояла.. И лишь когда птица в лесу запела, у него от сердца отлегло. Вот за этой тишиной и красотой туристы к нам и едут. Со всего мира. Вот на прошлой неделе из Аргентины были. Тем летом китайцы до нас добирались. А уж россияне и европейцы – постоянно. Летом поток такой бывает, что без помощников не обойтись, - то ли хвастается, то ли жалуется Калмыкова.
Впрочем, она не хочет определять свою деятельность по возрождению, развитию и сохранению деревни как бизнес-проект. Хотя, конечно, на деревенском туризма Калмыковы зарабатывают, но прибыль во главу угла не ставят:
- Не хотела бы говорить слово «миссия». Скажу, что это просто наш личный вклад в сохранение и возрождение культуры нашего родного карельского народа. У нас же еще множество проектов есть – и Дом карельского языка, который строится в соседнем селе Ведлозеро местным населением на народные деньги. В Доме изучают карельский язык, и ведется различная деятельность на основе карельского языка и культуры. Вот даже подумываем, не возродить ли сельское хозяйство в округе. Сейчас поля заросли кустарником и деревьями, но раньше-то шикарные места были, не случайно именно здесь деревню основали. Пока на всё рук не хватает. Может, когда сыновья подрастут, получится, - рассказывает хозяйка Кинермы.