Теперь у жителей Петрозаводска есть не только программы местных инициатив и комфортной городской среды. Еще один инструмент по преображению города петрозаводчане получили из рук Агентства стратегических инициатив. Его специалисты собрали активных горожан вместе и на пальцах объясняют, как изменить город к лучшему.
История успеха
Лучшая учеба – на примерах, а лучший пример – Старая Русса. Еще пять лет назад она медленно отходила в небытие. Идти ко дну вместе с городом местные предприниматели не хотели, а поэтому готовились распродать имущество и покинуть его навсегда. Все изменилось в 2016 году. Тогда с подачи эксперта из Агентства стратегических инициатив Романа Золина горожане и бизнесмены создали неформальный совет, провели 12 заседаний и приступили к работе. Нет, не за деньги – деньги пришли потом.
«Они самостоятельно проводили интервью с жителями города и ездили в Москву перенимать опыт позиционирования других городов, – рассказывает Роман Золин. – И в результате сформулировали задачу: получать ренту с истории и культуры Старой Руссы. Затем подыскали целевую аудиторию и поставили маркетинговый эксперимент, а по его итогам вместе с экономистами просчитали ожидаемые доходы».
Начать решили, во-первых, с благоустройства, а во-вторых, с пересмотра экскурсионных маршрутов. Первой отреставрированной достопримечательностью стала водонапорная башня. Сооружение начала XX века уже хотело рухнуть, но теперь оно манит туристов и генерирует доход. Все – благодаря 50 миллионам рублей, которые горожане получили от министерства строительства. Подготовили заявку и получили. Но башня стала только прологом. За два года неформальное объединение горожан привлекло три миллиарда рублей. И это – внимание! – при городской казне в 200 миллионов.
Болевые точки
Таков образец для подражания и такова программа максимум. Готовы ли проследовать по стопам старорусских бизнесменов и горожан активные петрозаводчане, покажет время, но первый шаг они все-таки сделали. На площадке «Точка кипения» 28 апреля горожане нащупали болевые точки городской жизни и предложили, как избавиться от болевого синдрома. Методика терапии и подходящие препараты будут подобраны на трех последующих встречах, но как пациент должен выглядеть после лечения, уже решено.
«Петрозаводск безмерно отстал в области транспорта и комплексного развития территорий, – констатирует градозащитник Григорий Фандеев. – Что мы предлагаем? Во-первых, пересмотреть транспортную логистику в междуречье города. К примеру, одностороннее движение через улицу снимает много вопросов, в том числе парковки. Во-вторых, троллейбусные маршруты не закольцованы и не разгружают траффик в центре города, а, напротив, мешают движению на проспекте Ленина. В центре такого количества общественного транспорта не нужно. Достаточно остановки у вокзала и ближе к набережной. Что до уникальности, то город растянулся вдоль озера, а водного транспорта нет».
Другая проблема города – его историю задвинули в угол. Репутация Петрозаводска как города Петровских заводов и форпоста России на северо-западных рубежах предана забвению и никак не эксплуатируется. А между тем он наряду с Петербургом получил эстафету пограничного аванпоста от Новгорода, Ивангорода и Корелы.
«Прежде всего мы видим Петрозаводска как город Петра, – рассказывает специалист по туризму Екатерина Биктимирова. – А значит, город промышленный и ремесленный. К тому же сегодня заметен запрос на ручной труд и дизайн, особенно среди нового поколения. Поэтому мы хотим создать ремесленные площадки, которые стали бы принимать как петрозаводчан, так и приезжих мастеров и художников – гончаров, кузнецов, скульпторов. Они могли бы приезжать, чтобы пожить, поработать и научить».
Одна голова хорошо
Таковы два главных проекта-претендента на доведение до ума. Были еще два – в цифровизации городской среды и в области образования. Но оказалось, что предложить нечто вразумительное и оригинальное очень непросто, не говоря уже о финансовой стороне вопроса. Пока что группе цифровизаторов было предложено сузить круг задач. Так, они могут сосредоточиться на мобильном приложении с так называемой дополненной реальностью. К примеру, наводишь телефон на визовый центр и видишь на экране сожженный Дом крестьянина. Как раз таки стыкуется с проектом туристической группы.
Приложить к месту опыт и знания может любой желающий. При поддержке Агентства стратегических инициатив в «Точке кипения» до конца августа пройдут еще три стратегические сессии.