Власти города и республики, кажется, начали приходить к пониманию, как должен управляться общественный транспорт в Петрозаводске. Специальный институт займется комплексным изучением проблемы и разработкой новой транспортной схемы, которая должна появиться к концу 2022 года.
Оплатите проезд
Если этот этап благополучно завершится в обозначенный срок, то в 2023 году пассажиров и перевозчиков ждут перемены. Кому-то они могут не понравиться. Глава республики Артур Парфенчиков и глава города Владимир Любарский заявили две важных для горожан составляющих будущей транспортной реформы: во-первых, троллейбусам – быть, во-вторых, тарифы должны регулироваться.
Последнее наверняка не устроит частных перевозчиков, которые сейчас владеют маршрутками. Пока они могут устанавливать цену за проезд в автобусах по своему усмотрению и обязаны лишь заранее уведомить администрацию города о предстоящем повышении.
В «РОСДОРНИИ» – институте, который будет разрабатывать новую транспортную схему – уверены, что общественный транспорт может быть самоокупаемым – при одном «но».
«Весь вопрос – готовы ли жители оплачивать проезд по экономически обоснованному тарифу. Опыт других городов с аналогичными Петрозаводску параметрами, как правило, показывает, что уровень доходов жителей не позволяет оплачивать услуги общественного транспорта в полном объеме (при учете работы перевозчиков «в белую»). При этом в процессе будущей работы по оптимизации маршрутной сети будут рассматриваться вопросы о путях сокращения расходов бюджета на возмещение потерь от разницы экономически обоснованного и применяемого тарифа», – поясняет заместитель начальника управления транспортного планирования института Сергей Мокроусов.
Нельзя лечить тяжело больного человека у косметолога.
Управленцы в правительстве и мэрии готовы к дотационной схеме и рассматривают два варианта. Первый – жесткой рукой установить регулируемый тариф, второй – заключение контрактов, по которым администрация города платит перевозчикам деньги за километры пробега, а плата пассажиров за проезд поступает в городской бюджет.
Живи, рогатый
Судьба троллейбусов пока еще туманна, но решение о сохранении этого вида транспорта принято. «С кем бы из специалистов мы не вели диалог, их предварительный анализ говорил следующее: у вас есть возможность и есть необходимость сохранения троллейбусов как вида транспорта. Это укрепило меня во мнении, что в силу уже имеющейся контактной сети, дешевизны этого транспорта, экологичности мы все-таки должны сохранить троллейбусы, в том числе сугубо по прагматическим мотивам. Не говоря о том, что это является нашей визитной карточкой, нашей памятью, нашей историей», — говорит Любарский.
Парфенчиков уже заглядывает в будущее и строит планы: «троллейбусы все разные и по вместимости, и по электропитанию. Есть гибридные троллейбусы. Может быть, именно такие будут закуплены по новой транспортной схеме и часть маршрутов, не оборудованных контактными линиями, закроем троллейбусами. Это нам должны сказать специалисты».
Пока гибридные мечты губернатора не воплотились в жизнь, горожанам приходится ездить на старых развалюхах, при виде которых сразу хочется вызвать аварийку и скорую помощь – на всякий случай. Последнее десятилетие троллейбусный парк если и пополнялся, то только списанными машинами из Москвы и Петербурга. Последняя столичная партия пока на линию так и не вышла – требуется ремонт. В мэрии заявили, что для этого уже выписали московского специалиста.
«Нельзя лечить тяжело больного человека у косметолога. Приобретать подвижной состав можно только тогда, когда есть понимание и есть движение как комплексный процесс», — витиевато комментирует проблему Любарский, давая понять, что новый транспорт может появиться только после новой транспортной схемы. Правда, руководитель оговорился, что в следующем году на такие покупки все-таки будет израсходовано 300 миллионов рублей.