Примерное время чтения: 5 минут
1038

Загадочная история. Заозерье работало на подводный флот

Летом 1930 года в Заозерье и Соломенном проходили практику студенты-этнографы Ленинградского университета. Они прилежно изучали быт и занятия местных жителей, записывали беседы с ними в полевых дневниках и в целом составили довольно полную картину жизни деревень, расположенных по берегам Логмозера и Петрозаводской губы Онего. Только в одном месте прикомандированные рабочие-судостроители почему-то отказывались отвечать на вопросы о характере своей деятельности и даже намекали на какую-то государственную тайну. Только и удалось выяснить, что весь июнь 1930 года, пока работала этнографическая экспедиция, возле заозерской деревни Тихий Наволок бригада череповецких плотников занималась строительством чего-то непонятного. То ли баржи, то ли библейского ковчега для съемок фильма. Внешне это циклопическое сооружение удивляло своими формами и размерами.

Фото: Национальный архив Карелии

Зачем был нужен «ковчег»

Сейчас-то уже не секрет, что огромный «ковчег» представлял собой плавучий транспортный док и к июню был уже наполовину готов. В 1931 и последующих годах были построены еще два или три подобных дока. Зачем вдали от крупных центров судостроения сооружался этот гигант длиной около 100 м и шириной больше 10 м? И почему пригласили именно череповецких судостроителей? Оказывается, у них уже имелся опыт: в 1926 г. они построили деревянный плавучий док на Великоустюгском судостроительно-судоремонтном заводе. Длина его была 80 м, ширина 18 м, высота борта 5 м. Однако тихнаволокский док не был предназначен для Череповца. Его нельзя было перегнать из Онежского озера в реку Шексну. Он просто не поместился бы в короткие шлюзы Мариинской системы. А вот шлюзы для уже спроектированного Беломорско-Балтийского канала имели полезные размеры камер как раз под стать — 135 х 14,3 м. То есть логмозерский «ковчег» предназначался для проводки по будущему ББК судов с большой осадкой, в первую очередь — подводных лодок для Северного флота.

Первый караван военно-морских судов провели сразу же после пуска нового канала. Это были две подводные лодки «Народоволец» и «Декабрист» (спущены на воду ленинградским Балтийским заводом летом 1929 года, но устраняли неполадки до конца 1930-го), эскадренные миноносцы «Карл Либкнехт» и «Урицкий», а также сторожевые корабли «Тайфун» и «Гроза». Причем все эти суда имели длину не более 80 м, что позволяло без каких-либо сложностей разместить их внутри плавдока. И буксировалась флотилия по Свири, Онежскому озеру и по Беломорканалу именно в плавучих доках. Перед войной точно таким же способом на север перегоняли также лодки типа «Щука», «эмки» и две «Катюши» (всего 16 единиц). Иногда на ремонт в Ленинград лодки из Заполярья также везли в доках.

Мирная продукция «Судостроя»

После завершения работ по строительству плавдоков на базе затона организовали небольшую судостроительную верфь под названием «Судострой» (второе название — затон Тихий Наволок). Предприятие начало строительство рыболовецких мотоботов по заказу Петрозаводского рыбокомбината. Вокруг верфи возник рабочий поселок с тем же названием. На берегу было возведено длинное одноэтажное здание ангарного типа, где можно было круглогодично шить также рыбацкие лодки типа «кижанка».

Оккупанты привезли собственных мастеров-лодочников, набрали небольшое число подсобников из местных.

Мотоботы закладывались и строились на береговых слипах. До войны организация под названием «Судострой» уже работала полным ходом, а с началом оккупации эту деятельность продолжили финны. Только те типы лодок для Онежского озера, которые выпускал «Судострой», им не приглянулись. Оккупанты привезли собственных мастеров-лодочников, набрали небольшое число подсобников из местных, и до лета 1944 года мастерская на берегу Логмозера шила деревянные дощатые лодки прогулочного типа, с транцевой кормой и зашивкой бортов вгладь. Такие гребные лодки невозможно было применять на больших открытых водоемах типа Онежского озера. Все изделия из сырья, поставляемого Соломенским лесозаводом, предназначались для отправки в Финляндию.

Фото: Национальный архив Карелии

После войны в «Судострое» продолжался выпуск традиционных рыбацких лодок в качестве товаров народного потребления. Поднимали на береговые слипы и ремонтировали буксирные и рыболовецкие суда. В Заозерье работал также рыболовецкий колхоз «Победа» под руководством председателя Гаврилы Васильевича Лежеева. Рыбаки-колхозники ловили и в Соломенском проливе, но основной лов вели на северо-западном Онего — у Салоострова и Чёлмужей, в Повенецком заливе. Промышляли также на Белом и Баренцевом морях. Основной объем добычи составляла ряпушка, на северных морях — навага; был план по мелкому и крупному частику. Интересно, что красной рыбы и сиговых самим рыбакам не доставалось — эти породы полагалось сдавать государству полностью. Отоваривать колхозников лососевыми и сиговыми было строго запрещено. Кроме лова рыбы, колхозникам «Победы» спускался план и по заготовке кормов, и по лесозаготовкам, в том числе и для собственных нужд, то есть на шитье лодок и ботов (так называемый судолес). Рыбаки-колхозники сами шили рыбацкие лодки, небольшая часть которых шла и на продажу. В начале 1960-х судоверфь и колхоз «Победа» были расформированы. Населенное место под названием Судострой между деревнями Тихнаволок и Лехнаволок обозначалось на картах-лоциях Онежского озера вплоть до 1970-х годов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах