В середине февраля министерство культуры объединило кинотеатр «Премьер», медиацентр «Vыход» и Центр национальных культур и народного творчества в одну структуру. Основным претендентом на должность руководителя нового учреждения стал директор «Премьера» Андрей Редькин. В интервью «АиФ» он рассказал о кинематографическом прошлом Карелии и поделился планами развития киноиндустрии в республике.
Не просто кинотеатр
Антон Соловьёв, «АиФ - Карелия»: Андрей, зачем нужен государственный кинотеатр?
Андрей Редькин: Во-первых, мы ведём методическую работу с сетью муниципальных кинотеатров – они есть практически в каждом районе республики. Консультируем, как работать с репертуарным планом, как работать со зрителем и как повышать доходность кинотеатра. Кстати, доходность районных кинотеатров за год приросла почти на 10%, а петрозаводского «Премьера» – на 25%. Такие показатели в бизнесе редко бывают.
- Благодаря вам?
- Я не говорю, что изобрёл ноу-хау. Просто начали работать. Работать с интернетом, с рекламой, с различными социальными средами – школами, пенсионерами, ветеранами. Нехитрый маркетинг и ничего сверхъестественного.
- Но возвращаясь к задачам государственного кинотеатра...
- Мы правопреемники ещё советского «Карелкинопроката» – у нас есть много фильмов о Карелии советской эпохи. К примеру, был такой киножурнал «Советская Карелия». С пятидесятых годов он выходил раз в месяц, и его показывали в частности в кинотеатрах. Люди собирались и смотрели, чем живёт республика. Такой ежемесячный выпуск новостей. Так вот. Мы предоставляем архивные видеоматериалы разным учреждениям, просим использовать их в своей деятельности. К примеру, недавно был юбилей Центризбиркома, и мы показывали, как в пятидесятые годы в республике проходили выборы. Есть сюжеты о том, как открывали театры и строили школы. А одна из лент рассказывает о кинотеатре в Пудоже, который помещался в вагоне. Лесорубы ездили в нём на работу и смотрели кино.
- Вы говорите, что в районах есть кинотеатры, но ведь ещё недавно их не было.
- Не было, но теперь есть. И появятся ещё. Такую работу мы ведём, в частности рассказываем специалистам в районах, как привлекать средства на открытие новых кинотеатров. Получить деньги можно по программе министерства культуры и Фонда кино по поддержке кинотеатров в городах с численностью жителей до 500 тысяч человек. По данной программе были открыты кинотеатры в Сортавале, Олонце, Сегеже, Беломорске, Суоярви, Медгоре, Калевале, Кеми, Костомукше и Пудоже, а также два кинозала в Петрозаводске. В этом году попытаемся победить в конкурсе и получить средства на открытие киноцентров в Муезерском, Питкяранте и Пряже.
- А Фонд кино ставит какие-либо условия?
- Обязательное условие – поддержка отечественного кинематографа. Репертуар наполовину должен состоять из российских фильмов. Да, ещё одно дополнение к тем задачам, которые решает кинотеатр «Премьер». Мы – региональный оператор по прокату фильмов в республике. Работаем с дистрибьюторами и выписываем фильмы для районных кинотеатров. К примеру, есть прямые договоры с американской Walt Disney и российской Central Partnership.
- То есть функции государственного кинотеатра намного шире, чем просто показ фильмов?
- Просто показ составляет процентов пятнадцать нашей работы.
Свои сценаристы
- А нет планов возобновить киножурнал о жизни республики?
- Мы готовим большой информационный ресурс об истории Карелии, трудовых коллективах, культурном наследии и туристических местах. Он как раз таки будет основываться на киножурнале «Советская Карелия». Порядка тысячи выпусков оцифруем и выложим в открытый доступ.
- В кинотеатре «Премьер» за последний год прошли фестивали кино разных стран – Германии, Швеции, Финляндии, Латвии, Эстонии, Польши и даже Японии. Откуда такой всплеск фестивального кино?
- С Финляндией всё просто – она рядом. С Японией повезло, поскольку был Год культуры Японии в России. А остальные страны любят продвигать свою культуру и своё кино. Кстати, в Латвии и Эстонии до сих пор работают по советским технологиям. К нам приезжала директор Института кино Эстонии Эдит Сепп и рассказывала, как они снимают фильмы. И очень удивилась оборудованию в наших кинотеатрах. Сказала, что они такого не могут себе позволить.
- Вы планируете развивать киноиндустрию в Карелии. Что понимать под этими словами?
- Смотрите, что нужно для съёмок хорошего кино в Карелии? Операторы, монтажёры, сценаристы. Плюс техника и спонсоры. Что мы для этого делаем? В декабре 2018 года стартовал проект по программе приграничного сотрудничества России и Евросоюза. Рассчитан на три года. В первую очередь мы начнём выращивать сценаристов. Кроме того, есть съёмочный павильон в парке ОТЗ, есть киноинкубатор. Там сидят специалисты, пишут гранты и ищут спонсоров для съёмок фильмов. Также по проекту мы приобретаем оборудование: рельсы, камеры, микрофоны. А ещё проектом предусмотрены деньги на съёмки трёх фильмов. То есть мы не просто подготовим сценаристов, но и поможем снять им кино.
Локации и вычеты
- Что ещё потребуется для развития киноиндустрии?
- Кинокомиссии. Они поддерживают кино в регионе. В частности, делают паспорта локаций. По новым требованиям такие паспорта снимают в 3D, они нужны режиссёрам для подбора мест съёмок. В Карелии паспорта локаций можно и нужно создавать. Почему? Потому что природа и географическое положение. К примеру, режиссёру и съёмочной группе не потребуется ехать далеко в Сибирь, чтобы снять отдельные эпизоды, скажем, в тайге. Такие сцены можно снять и здесь. Причём затраты на создание фильма будут ниже, а наш регион получит рекламу.
- Что нужно для создания таких кинокомиссий?
- Нужны поправки в закон о культуре и поддержке кино. Кинокомиссии должны получить больше полномочий. В идеале должны быть предоставлены налоговые преференции для съёмочных групп. Во всём мире при работе с кинокомиссиями съёмочные группы получают налоговые вычеты. Это один из способов привлечь режиссёров в ту или иную местность.
- Уже что-то сделано в этом направлении?
- Осенью прошлого года состоялся первый совет по развитию кинематографа при главе республике, подготовлены первые поправки в закон и создан совет карельских режиссёров по созданию кинокомиссий. К тому же в Петрозаводске есть киношкола, в которой учатся молодые режиссёры. К концу обучения они – а оно длится год – они выпускают свой фильм.