Надвоицкий завод добили санкции

Судьба работников НАЗа остается под вопросом © / Из личного архива

Одно из крупных предприятий республики – Надвоицкий алюминиевый завод (НАЗ) – фактически прекращает свою работу. В начале августа руководство завода приступило к консервации основных мощностей – электролизных ванн. Ситуация стала приобретать драматический оттенок. Ведь Надвоицы – типичный моногород.

   
   

Рука Трампа

Причина остановки производства – санкции со стороны США. Американские власти запретили ввоз продукции компании «РусАл». А ведь именно туда шёл весь алюминий, производимый на НАЗе. Санкции на компанию Олега Дерипаски были наложены ещё в апреле, так что уже пятый месяц предприятие в Надвоицах работало только на склад.

Кстати, запрет на ввоз алюминия из России – часть курса Дональда Трампа на защиту американской сталелитейной и алюминиевой промышленности. Ещё в марте он ввёл пошлины в 25% и 10% на импорт стали и алюминия в США.

Почему владельцы НАЗа не предусмотрели альтернативных вариантов поставок? Судя по всему, ответ банален. Игра не стоила свеч. Разумеется, для собственника.

Фото: пресс-служба Законодательного Собрания Карелии

- Как ни странно прозвучит, но экспортировать продукцию было выгоднее, чем искать потребителя внутри страны или думать о переработке металла, – комментирует «АиФ» Андрей Рогалевич, депутат Законодательного собрания республики. – До введения санкций никто не думал о том, что нужно развивать промышленность страны. Почему не смогли переориентироваться сейчас? А кому это нужно? Собственнику? Нет. Он не заинтересован в заводе, в его развитии. Проблема ведь уже с 2013 года стояла.

Сомнительные перспективы

Что станет с трудовым коллективом предприятия – а это 343 человека – неясно. Николай Грачёв, генеральный директор завода, уверяет: новая работа будет предложена всем. В первую очередь это рабочие места на заводе «Русский радиатор». Он расположен в Надвоицах. По словам генерального директора «Русского радиатора» Дмитрия Мухина, завод уже готов принять 23 работника, а число новых рабочих мест вырастет в разы. Это в будущем, а к концу года – как пояснил «АиФ» председатель профкома Надвоицкого завода Михаил Шестоперов – потребность в дополнительных работниках составит порядка 50 человек.

Фото: rk.karelia.ru

Объёмы производства на «Русском радиаторе» пока невелики. Однако в первом квартале 2019 года предприятие должно заработать на полную мощность. Запустить его в работу хотели раньше, но до сих пор идут пуско-наладочные работы.

   
   

Однако со слов одного из бывших специалистов по электролизу Надвоицкого завода Дениса Вилкова всё выглядит далеко не так оптимистично.

- «Русский радиатор» имеет на выходе до 100% брака. Линия работает очень плохо, с сильными перебоями. Как это обычно бывает у нас, загубили некоторые элементы конвейера. Огромный объём работ, который должен быть автоматизирован, выполняется вручную. Качества никакого. Вместо угробленных итальянских форм закупили китайские, из которых радиаторные секции не выпадают, как это должно быть, а их приходится оттуда выковыривать. Соответственно, всё это повреждается, толщина стенок не соблюдается. В общем, технология полностью уничтожена,  рассказал Денис Вилков.

Однако Михаил Шестоперов, председатель профкома, считает, что бывший сотрудник предприятия сгущает краски. По его мнению, ситуация на «Русском радиаторе» вполне нормальная. К тому же завод должен будет получить ещё шесть новых машин.

Как это обычно бывает у нас, загубили некоторые элементы конвейера. Огромный объём работ, который должен быть автоматизирован, выполняется вручную. Качества – никакого. В общем, технология полностью уничтожена.

Впрочем, «Русский радиатор» – не единственное предприятие, куда руководство Надвоицкого завода намерено перевести работников. Часть сотрудников сможет продолжить работу в промышленном парке, который должен стать площадкой для реализации четырёх инвестиционных проектов. Однако пока что такие обещания доверия не внушают.

- Представляете выкошенное поле? Вот ровно так выглядит сейчас эта промплощадка, – говорит Денис Вилков. – Не так давно одна компания выиграла муниципальный тендер по программе поддержки малого бизнеса, начала вести работы и пригласила подрядчиков из Петрозаводска. Работал экскаватор, он сломался, денег на ремонт не нашли. Его погрузили на трал и увезли. Всё. Никаких работ, никаких проектов – ничего совершенно. Просто ноль.

Сколько сотрудников?
343 человека - штат Надвоицкого алюминиевого завода

Так или иначе, но надежда на возобновление работы Надвоицкого завода ещё не до конца потеряна. Власти и руководство предприятия недаром подчёркивают: речь идёт именно о консервации. Если продукция завода найдёт сбыт, то производство вновь можно будет запустить. Опыт такого перезапуска уже есть. Как рассказал «АиФ» Михаил Шестоперов, в 2009 году в четвёртом корпусе завода уже консервировали электролизные ванны, но спустя год-полтора производство возобновили.

К тому же руководство предприятия думает над его перепрофилированием. Литейный корпус продолжает работу, а на площадях завода готовятся запустить производство тары. Оборудование уже закуплено.

Разрушенные семьи

Ещё один вариант трудоустройства – предприятия «РусАла» в других регионах. Однако такая перспектива отнюдь не прельщает жителей Надвоиц, а кроме того, может иметь очень печальные последствия.

Те, кто уезжает из Надвоиц, не могут продать жильё в депрессивном поселке. А оплачивать счёта за коммунальные услуги всё равно надо. Причём суммы немаленькие – ведь отопительный сезон в Сегежском районе длится восемь месяцев в году.

- Люди, уезжая, оставляют эту гирю, – замечает Денис Вилков. – Финансов  платить и там и тут  у них нет. Таким образом они попадают в долговую кабалу, потому что за отопление платежи начисляются и начисляются. На них подают в суд. Понимаете, какой статус приобретает обычный нормальный работающий человек?

Но есть ещё более серьёзная проблема – распадаются семьи. Мужчина уезжает работать на вахту и нередко не возвращается в дом. Дети остаются без отцов, появляются матери-одиночки. Обеспечить детей они оказываются не в состоянии, дети перестают ходить в садик. Жизнь людей попросту рушится. И таких семей очень много.

Смотрите также: