Ознакомиться с проектом генерального плана Петрозаводска теперь может любой желающий. В начале июня документ со всеми деталями и пояснениями опубликовал московский проектный институт АО «Союздорпроект», подрядившийся провести разметку города на ближайшие полтора-два десятилетия. Обнародованный генплан фактически стал пятым по счету, но все равно вызвал множество вопросов как у горожан, так и у архитекторов.
Болевые зоны
Наибольшие опасения разрабатываемый документ вызывает у жителей новых микрорайонов, граничащих с лесными массивами. Вчерашние новоселы рассчитывали на спокойную жизнь без шумных автомагистралей и лишних прохожих, но новый генплан грозит похоронить все надежды жителей новостроек. В частности, дамоклов меч разработчики документа занесли над тропой Ивана Царевича на Древлянке, лыжной трассой «Фонтаны» и парком Защитников города на Кукковке. Так, на месте тропы должна пройти автомобильная дорога.
«Фонтаны» ожидает менее прискорбная участь: полностью уничтожить лыжную трассу не планируют, но пересечь автомагистралью хотят. Новая дорога должна пройти за жилым комплексом «Скандинавия» и микрорайоном Древлянка-7, а выйти на шоссе до Орзеги. Многие жители полагают, что пересечение лыжной трассы магистралью приведет к деградации лесопарковой зоны. Это если над лыжней построят путепровод. А если не построят, то лыжни попросту не станет. Парк Защитников города в новом генплане остается парком, однако стоит горожанам ослабить хватку, как он тут же может превратиться в зону жилой застройки.
Разруха в регламентах
Проблема планировки городских территорий заключена не только в генеральном плане. Не менее важны два других документа – правила землепользования и застройки и проект планировки территории. В таких правилах сказано, что можно строить в тех или иных зонах. К примеру, в зонах многоэтажной застройки, помимо жилых домов этажностью выше пяти, можно строить школы, магазины, спортсооружения, а также разбивать парки и скверы. Но как именно и сколько чего строить, в таком документе не сказано. Этажность зданий, расположение высотных доминант, число жителей, школы и детсады – все это уже регламентировано проектом планировки территории.
Немаловажную роль играют и нормативы расчета парковочных мест – особенно когда они 1989 года, а автомобилей стало в четыре раза больше. Четыре года назад вышли новые нормативы – одно место на одну машину, но в действие введены они так и не были. Правила можно установить и на уровне города, но вопрос пока толком не рассматривается.
Самая большая разруха царит не в документах, а в головах. Критическая масса управленцев, строителей и просто горожан по-прежнему полагает, что жить в циклопических многоэтажках можно, а ездить по городу на автомобиле – нормально. Поэтому-то города продолжают кроить по лекалам столетней давности, в которых пространство не соразмерно человеку, а автомобилям – и почет, и дорога.