Куда ступала нога Ельцина

Александр Трубин / Из личного архива

Ровно 40 лет назад выпускник физмата Петрозаводского университета Виктор Дмитриев в складчину с друзьями купил списанный деревянный малый рыболовный бот - МРБ, которые в 70-х годах массово строил завод «Авангард». Парни отремонтировали суденышко, поставили на него мачты, нарекли «Полярным Одиссеем» и отправились на Белое море. Это было первое судно будущего клуба, давшее ему название, и возможность реализовать давнюю мечту найти в поморских деревнях секреты традиционного деревянного судостроения.

   
   

Советское наследие

В Стамбул со своим самоваром Фото: Из личного архива/ Александр Трубин

Известно, что поморы издревле считались искусными корабелами. Их кочи - уникальные парусно-весельные суда, имевшие корпус, словно половинка скорлупы ореха, были максимально приспособлены для арктических плаваний: при сжатии льдины не раздавливали судно, а выжимали его на поверхность. Благодаря этой особенности кочей, поморы уже в средние века ходили с товарами в «Златокипящую Мангазею» - торговый центр Сибири и на «Седой Грумант» - архипелаг Шпицберген.

После нескольких экспедиций и работы в архивах, одиссеевцам удалось построить свой первенец - коч «Помор», на котором в 1989 году впервые в современной истории им удалось смоделировать традиционный поход северных мореходов на Грумант, а через три года коч своим ходом прошел от мыса Челюскина до берегов Русской Аляски.

В 1990 году - новые суда и новая экспедиция. На копиях древнерусских лодей «Вера», «Надежда», «Любовь» было совершено первое в истории СССР паломничество на Святую землю. Около сотни паломников из разных городов Союза побывали в православных обителях Греции, поклонились усыпальнице Николая-чудотворца в турецком Домрэ. Несмотря на то, что у нашей страны тогда еще не было устойчивых дипломатических связей с Израилем, они побывали в Иерусалиме, посетив все христианские святыни. В Италии паломники удостоились аудиенции у Папы Римского Иоанна Павла II, а в городе Бари, где находятся мощи святого Николая, их застала попытка государственного переворота в СССР - августовский путч 1991 года. Путешественникам предложили политическое убежище, но все паломники отказались…

Покорение Европы

фрегат Святой Дух Фото: Из личного архива/ Александр Трубин

Потом было «покорение» Европы на копиях русской торговой  лодьи XVII  века «Святитель Николай» и фрегата Петра I «Святой Дух». Эти суда, каждый своим маршрутом,  обошли все побережье северной Европы - от Норвегии до Британских островов, и везде их встречали с восхищением удивлением - неужели это построено в России? «В Петрозаводске», - подчеркивали мореходы.

С тех пор на стапелях «Полярного Одиссея» построено около сорока судов, а «Полярный Одиссей» стал для западной публики устойчивым брендом Карелии, о качестве и красоте его новоделов писали самые известные морские издания, побывать на борту считали за честь не только мэры городов и парламентарии, но и члены королевских семей Европы. И только у себя дома клуб находился в роли Золушки. На недавнем форуме, посвященном юбилею «Полярного Одиссея» его президента Виктора Дмитриева спросили о том, кто из наших руководителей ступал на палубу его судов. Адмирал, как именуют его сподвижники, почесал затылок: «Сергей Катанандов, Виктор Степанов, - и добавил. - президент Борис Ельцин…»

Скандинавская миссия

Зато в других регионах испытывают немалый интерес к этому, уже устоявшемуся бренду республики. За последние годы на верфи клуба были построены кочи для Якутии, лодья для москвичей, среди недавних судов - по чертежам клуба- дубель-шлюпка «Якуцкъ», участвовавшая в съемках художественного фильма о первопроходцах русского севера. Недавно реализован еще один проект - струг «Святой Косма» для Республики Марий Эл…

   
   

На юбилейном форуме с названием «Возрождение и сохранение культурных традиций, движение к социально-экономическому развитию территорий», речь шла не только о главных событиях в истории «Полярного Одиссея», но и о новых направлениях в его работе. Виктор Дмитриев представил новый проект - международную морскую миссию «Скандинавское кольцо», которая должна стартовать уже в следующем году. Это будет первый в истории клуба комбинированный вояж. Водным путем вокруг Скандинавского полуострова пойдут шлюп «Якуцкъ» и, как надеются организаторы, уже заложенная на стапелях реплика лодьи князя Рюрика с символическим названием «Ковчег мира». По суше на автобусах отправится официальная делегация с представителями регионов европейского севера России, турбизнеса, прессы, а также творческие коллективы и передвижные выставки.

Реализовать такую акцию в полном объеме одному клубу вряд ли удастся. Но, как сообщил Виктор Дмитриев в правительстве Карелии уже создана рабочая группа по организации столь масштабного похода.

Чистая правда

Пополнилась и библиотека «Полярного Одиссея». Вслед за книгами Виктора Георги, Валентины Акуленко о путешествиях и людях клуба, на форуме прошла презентация путевых заметок журналиста Александра Трубина «Среди чаек и баек, или Приключения фрегата «Святой Дух» и лодьи «Святитель Николай» в России и в Европе». Как рассказал автор, книга родилась из случайно обнаруженных в его архиве трех листочков блокнота, в котором урывками записывал впечатление о походе на фрегате в немецкий город Любек в 1993 году. Время превратило их в исторический документ, и Александр попытался рассказать не только о плавании, но передать атмосферу жизни общества образца 90-х годов. Вторая часть повествования – «Особенности президентской рыбалки», рассказывает подробности ловли Борисом Ельциным рыбы в Кижских шхерах в 1997 году.

Александр Трубин и Виктор Дмитриев Фото: Из личного архива/ Александр Трубин

Первый читатель книги - Президент и Адмирал клуба Виктор Дмитриев отметил: «Читая  эту книгу, я словно окунаюсь в то время, нахожу забытые или упущенные мною моменты, смеюсь, переживаю и восхищаюсь мужеством и находчивостью своих соплавателей. И подтверждаю: все, что вы в ней прочитаете – чистая правда».

Смотрите также: