Но не все радует глаз по дороге к брендовым местам республики. Тут и там на знаменитых скалах красуются надписи «Коля + Маша=» или «Люблю свою Надюшу»… Справиться с этой бедой у властей не доходят руки.
К счастью, есть еще просто неравнодушные люди. Сергей Гапанович, в миру - предприниматель, в душе - творец, придумал проект «Долина зайцев». На одной из скал в Прионежском районе, вблизи станции Шуйская, на кольцевой развязке трассы «Кола» он собирается свести все сомнительной художественной ценности надписи, а на их месте вытесать в камне тысячу зайцев.
Андрей Басов «АиФ-Карелия»: Откуда взялась идея проекта? Почему вы решили очищать скалы от надписей?
Сергей Гапанович: Я люблю путешествовать по Карелии, очень много езжу по лесам. Эти надписи для меня - некий раздражитель, потому что когда мы ездим в ту же Финляндию, то видим вокруг чистоту и порядок. У нас же все наоборот. Самый яркий пример есть на въезде в Медгору, где огромнейшая красивая скала - вся в этих надписях. По-моему, это порнография.
Три года назад я сильно увлекся камнем. Тогда и подумал: почему бы не почистить скалы и не сделать на них скульптурную резку, в надежде, что потом люди не будут заниматься вандализмом. Так и родился проект. Его пришлось пробивать через Москву, но сейчас он поддержан министерством культуры Карелии.
Во всех заявках я изначально прописывал, что денег не прошу, только согласование.
Положительный заяц
- Откуда ж вы их возьмете?
- Вначале я делал ставку на поиск спонсоров, но в Карелии у большинства компаний проблемы с деньгами или с желанием вкладываться во что-то. Тогда у моего друга Леши Еникеева родилась отличная мысль, он сказал: «давай найдем зайцам владельцев. Давай сделаем людей дарителями, покупателями и участниками проекта одновременно».
Мы создали сайт, где сейчас есть 7 образов зайцев, а всего их будет 15. У каждого зайца есть своё имя и своя история. Вы заходите на сайт, выбираете тот образ, который вам нравится, и покупаете право быть одним из тысячи владельцев. Мы вырезаем вашего зайца в скале, а потом отправляем вам «заячий сертификат» о том, что вы стали участником уникального арт- проекта, естественно, подтверждая фотографией. Скорее всего, на месте мы сделаем нумерацию зайцев, чтоб было понятно, в каком месте расположен именно ваш персонаж. Так вы вносите свой вклад в создание добрых историй на долгие-долгие-долгие годы вперед. Это ведь как с петроглифами: нас уже не будет, а зайцы останутся.
- Кстати, не хотелось сделать стилизацию под петроглифы?
- Я уже угорал на эту тему прошлой осенью. На набережной в Петрозаводске вырезал на камне «Знаменитую битву карельских аборигенов с тираннозавром». Это все было сделано с юмором, на позитиве. Многие восприняли на ура.
Для скалы же я изначально отрисовывал более сложный эскиз: карельские ландшафты, которые пересекаются с узорами, а в разных точках стоят животные (лось, медведь, волк, рыба…) Но это конкретное место оказалось сложным для больших объектов, поэтому решил остановиться на маленьком образе. Кроме того, заяц - тот персонаж, к которому мы не испытываем никакого негатива. Было бы странно, если бы мы начали с волков.
Кстати, я сразу был против резки историй из Калевалы, потому что 95% жителей Карелии ее не знают. Они знают каких-то героев, но кто за что отвечает и какие роли у этих персонажей - никто не в курсе. Не хочу делать ничего, связанного с историей, потому что, опять же, ее знают только те люди, которые имели отношение к этой истории. Образы должны быть понятны любому человеку.
Адский труд за небольшие деньги
- Какую же сумму вам нужно собрать на воплощение грандиозного замысла и на что пойдут деньги?
- Деньги нужны на покупку инструмента, а также надо нанять трех сотрудников, которые вместе со мной будут резать камень. Себе зарплату я не просчитывал, мне просто это интересно. По плану, мы будем работать три месяца. На сайте я опубликовал полную смету: что нужно и сколько это стоит. В итоге получается почти миллион триста.
Сейчас по инструменту веду переговоры с фирмами, которые им торгуют. Может быть, они сделают максимально глубокую скидку или даже предоставят инструмент бесплатно. Также пытаемся договориться с фирмами, которые предоставляют расходные материалы по работе с камнем. Если получится сэкономить, то, соответственно, проект получится дешевле. Вся наша финансовая отчетность будет на сайте.
По зарплате работников я исходил из 50 тысяч в месяц. Это при 12-часовом рабочем дне и пятидневке, то есть час стоит 166 рублей. Я был удивлен, когда люди спрашивали, почему они, выступая спонсорами, должны оплачивать чью-то зарплату. Таким я предлагаю приехать и поработать самим. Это адский труд: большая нагрузка на спину, на легкие (какие бы средства защиты ни были, каменная пыль все равно проникает), садится зрение.
- Один заяц у вас стоит три тысячи рублей. Мне кажется, одного сертификата за такую сумму маловато.
- Я считаю, что это небольшие деньги для хорошего дела. Возможно, от участия в проекте будут и другие бонусы. Сейчас ведутся переговоры с туроператорами, чтобы они сделали нашим дарителям максимальные скидки на отдых в Карелии. Идея в том, что человек, потративший три тысячи рублей, сэкономил тридцать в путешествии по республике. Такой открытый проект рассчитан в том числе и на жителей других регионов. Мы ведь хотим привлечь туристов.
Сейчас по сути все упирается в деньги. Если не соберем достаточную сумму, я буду там ковыряться один и медленно сходить с ума. Но идея создать новую туристическую достопримечательность, по-моему, грандиозна. Мы ведь легко попадаем в Книгу рекордов Гиннесса, потому что в мире нет скалы, где было бы больше ста зайцев, даже больше десяти! А мы сразу вышли на тысячу.
Рождение легенды
- Ваши работы из камня можно увидеть где-нибудь еще?
- Да, в Петрозаводске есть несколько. Как-то я делал резку в виде отпечатка пальца, куда потом закладывался мох. Этот камень был на площади Кирова, возле музея «Кижи». Но я зарекся делать такие вещи: люди мох выдирают. Скульптура из каменных сфер появится на проспекте Ленина, когда окончательно придет весна и растает снег. Хочу продолжить тему со смешными стилизациями под петроглифы на набережной. Например, такой сюжет: НЛО похищает корову. А если перееду в мастерскую побольше, то можно будет организовать и выставочное пространство, где проводить мастер-классы по резьбе.
Еще есть десяток работ в лесу. Я два года мотался по нашей тайге, вырезал разные фигуры. Но я не делал даже фотографии, и точки локации никому не давал. Доходило до того, что все осколки после работы собирал и уносил совершенно в другое место, чтобы не оставалось следов и не было видно, что это новодел. Пройдет пару лет - камень потемнеет, сольется с ландшафтом и начнется самое интересное. Представьте, идет грибник и натыкается на него: лицо, узор - не важно, разные есть вещи. Для него это будет легким шоком. Спустя несколько лет еще кто-то наткнется и напишет об этом. Так и рождаются легенды, которые так любят туристы.